Филологические науки/1.Методика
преподавания языка и литературы
О.А. Сысоева
Якутский государственный
университет им. М.К. Амосова, Россия
Изучение жанра пародии
в рамках курса
«Литература как
предмет эстетического цикла»
Как писал Л.С. Выготский, «эстетическое воспитание -
приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества, включение психики
ребенка в ту общую мировую работу, которую проделало человечество в течение
тысячелетий. <...> Понимание художественного произведения требует особой
специальной выучки, выработки особых умений воссоздания художественных
произведений» [2]. Согласно концепции Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской, подход к
преподаванию литературы как предмета эстетического цикла нацелен на развитие у
школьников качеств полноценного читателя, способного глубоко чувствовать и
адекватно понимать литературное произведение, воспринимать его как «модель
мира», создаваемую писателем по законам содержательной художественной формы.
Бахтинское утверждение эстетической деятельности как диалога понимания - это
стартовая точка данной концепции литературного образования. Предметом освоения
в курсе является отношение «автор - художественный текст – читатель», а методом
- непрерывный процесс практической литературной деятельности учеников в
позициях «автора» и «читателя».
Так,
введение понятия «жанр» начинается
в еще 3 классе и становится основным в разделе курса. «Циклы уроков по открытию
закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный
круг смены позиций: от читателя (чтение произведений того или иного жанра) к
теоретику (открытие структуры жанра), затем к автору (сочинение своих
произведений в этом жанре) и, наконец, к читателю-критику (оценка результатов
собственной авторской работы)» [3].
Предложенный подход
позволяет школьникам отработать и закрепить сложнейшие понятия о жанре,
жанровом слове, жанровом содержании, дать представление о структуре
художественного произведения, о тех законах, по которым оно строится, и
нарушение которых приводит к смене жанровой формы, разрушает ее или выводит на
новый жанровый уровень.
«Каждый речевой жанр, – согласно М.М. Бахтину, – в каждой области речевого
общения имеет свою, определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата»
[1]. Адресация может быть прямой, а может быть и подразумеваемой,
«латентной». Яркий пример латентной адресации и дает нам пародия. В
произведении данного жанра нет прямых апелляций к собеседнику, но есть
апелляция к тексту, а через него – и к личности автора. Изучение данного жанра
в старших классах (например, в 11 классе)
ярко демонстрирует понятие игрового «диалога» между текстами,
характерного для современных романов. На данном примере легко показать, как
текст произведения как бы вступает в диалог с пародируемым текстом и одновременно
несет в себе оценочную функцию, то есть имеет место акт скрытой коммуникации.
Как
отмечает В.Новиков: «Все жанры без исключения могут стать объектом пародии: от
многотомной эпопеи до афоризма. Более того – пародия способна объективировать
самый феномен жанра, со стороны смотреть на любую жанровую сущность»[4].
Действительно, сама категория жанра в пародийной интерпретации приобретает
условный характер. Собственно жанр как таковой, а точнее, одна из его
разновидностей, пользуясь удачным выражением М.М. Бахтина, становится «героем»,
то есть объектом пародии в романах современного писателя Саши Соколова.
В
структуре первого романа Саши Соколова «Школа для дураков», согласно
определению Ю.Тынянова, четко обозначен второй план, отсылающий нас к традиции
романа воспитания (как зарубежной, так и советской), причем подражание объекту
пародии касается только внешней стороны, имея совершенно иную внутреннюю
направленность. Роман «Между собакой и волком» представляется пародией на
деревенскую прозу, причем необходимо отметить амбивалентный характер оценки
базисного текста: с одной стороны, это «отрицание», доходящее до сатирического
изображения, с другой, определенное «утверждение», трансформация опыта
писателей-деревенщиков в изображении типичного русского характера. Наконец,
роман «Палисандрия» – целиком пародийный роман, пародия на мемуаристику и на
исторических романистов. Кроме этого, произведение можно определять как
самопародию, так как объектом пародирования писателя в данном случае становятся
собственные авторские приемы.
Подобный анализ, проделанный
на уроках литературы, позволит учащимся постичь, что такое природа жанра,
познакомиться с особенностями жанра
романа, рассмотреть, какими существенными признаками обладает пародия и как они
воплощаются в конкретном тексте. Кроме того, в процессе жанрового анализа у
учащихся формируется видение генезиса жанров, мотивов и образов мировой и,
особенно, русской литературы. Важно привить учащимся способность видеть
динамику литературных жанров и быть способными предполагать характер
литературного развития, опираясь на знание литературных особенностей
предшествующих периодов и исторических особенностей настоящего времени. Это
повышает интерес к изучаемому материалу, формирует гностические способности.
Рассмотрение
данных произведений поможет учащимся совершенствовать и развивать умения
творческого чтения, интерпретации художественного произведения, познакомиться с
особенностями современного романа, отличного от классических романов XIX века, а, кроме того, подготовит
теоретическую базу для собственного творчества: сочинение пародий (а также
«отгадывание» их второго плана) может стать увлекательным занятием для
школьников, проверкой их читательского опыта и эрудиции.
Литература:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества. - М. 1986. - С.291
2. Выготский Л. С. Педагогическая
психология. - М., 1991. - С. 293.
3. Кудина Г.Н. и Новлянская З.Н. Основные принципы и методы
экспериментального курса "Литература как предмет эстетического цикла"
// http://www.centr-ro.ru/st/st_091.html.
4. Новиков В.И. Книга о пародии. - М., 1989. - С. 33-34.