Росабаль М.Г.,
Факультет менеджмента,
ФП-06-2б, ДонГТУ,
Научный руководитель: Патерыкина В.В.,
Кафедра философии и правоведения
Вера как религиозный феномен
Вера — состояние
религиозного сознания, которое проявляется в бездоказательном признании истинности
религиозного учения, существования сверхъестественных сил, абсолюта. Верующие люди признают веру подаренным Богом
феноменом, который имеет сверхъестественную
сущность.
Предметом
веры являются гипотетические представления, образы, понятия, теории, сверхъестественное. Религиозный человек верует в исключительность сверхъестественных существ или сил, не применяя к
ним критериев достоверности. Но не все гипотезы являются предметом веры.
Содержание
веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Как
составляющая акта волевого выбора, вера отображает подтвердительную силу духа, помогает человеку в мобилизации его духовных, моральных, физических сил. С верой
связан и диалогический аспект
религиозного сознания, поскольку человек
постоянно находится в общении с объектом
своей веры.
Вера
в сверхъестественное является существенным признаком любой религии. Наличие в
человеческом сознании религиозных идей, представлений и чувств еще не свидетельствует о существовании
религии. Ведь сверхъестественные
существа могут фигурировать в произведениях искусства как художественные образы, человек может знать
религиозное учение и не быть верующим.
Религия воспринимает сверхъестественное как действительно существующее, верующий стремится установить с ним связь как с реальным объектом. Как и все явления духовной
жизни, религия является результатом психической деятельности человека —
ума, чувства, воли. Составляющими этой деятельности
является представление, миропонимание, мироощущение, отношение к миру.
Некоторые
ученые толкуют религиозную веру преимущественно как интеллектуальный феномен, акцентируя на смысловом характере религиозных представлений. На их взгляд,
религия является преимущественно мифологической
системой, а формирование религиозного сознания
начинается с зарождения религиозных представлений, которые появляются в чувственно-зрительных образах. Их источником является
природа, общество, человек. На основе этих образов формируются умственные конструкции: понятие, суждение, выводы.
Не всякая вера есть вера религиозная,
последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера есть особое психологическое состояние уверенности
в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в
истинности идеи при условии дефицита точной
информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события,
реализации на практике предвидимого поведения, результате проверки. В ней
содержится ожидание осуществления желаемого.
Данное психологическое состояние возникает
в вероятностной ситуации, когда имеется известная степень успешности
действия, реальная возможность благоприятного исхода и знание этой возможности. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые
имеют для людей существенно значимый смысл.
Религиозная
вера — это вера: а) в объективное существование гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей,
а также образуемого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность общения с гипостазированными
существами, воздействия на них и
получения от них помощи; в) в истинность
соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; г) в действительное совершение
каких-то событий, о которых
рассказывается в текстах, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д)
в религиозные авторитеты — «отцов»,
«учителей», «святых», «пророков», «харизматиков»,
«бодхисатв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа.
На веру оказывают
сильное влияние чувства. Подобно тому, как вера необходима, чтобы возбуждать наши аффекты, так и аффекты в свою очередь благоприятствуют вере. Как только
мы воспринимаем объект, способный затронуть
наше чувство, он тотчас же начинает
тревожить нас и возбуждать в нас некоторую степень соответствующего ему
аффекта. Эта эмоция легко переходит на
воображение, распространяется на идею
затронувшего нас объекта и
заставляет нас образовывать эту идею с большой живостью и соглашаться с ней.
Вера является актом скорее чувствующей, чем
мыслящей, части нашей природы.
Религиозная вера
бывает различной. Просвещенная вера — это
вера в существование чего-то стоящего над природой и выше нее; она не тождественна разуму, но отдаленно
напоминает его. Вера может быть основана на разуме. Весь строй природы
свидетельствует о существовании разумного Творца, и ни один рассудительный
исследователь при серьезном размышлении не может
хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии.
«Непросвещенная»
религиозная вера связана с сомнением, она не может сравниться с яркими впечатлениями, доставляемыми здравым
смыслом и опытом. Человеческий дух является до
такой степени шатким и неустойчивым,
что даже теперь не удается выгравировать на нем богословские принципы на
сколько-нибудь продолжительное время. Власть всякой религиозной веры над умом человека неустойчива и непостоянна, подчинена
колебанию настроения и зависит от
разных событий, поражающих воображение.
Не осуществляющиеся
в эмпирическом существовании людей переходы от ограниченности к
неограниченности, от бессилия к мощи, от
жизни до смерти к жизни после смерти, от посюсторонности к
потусторонности, от несвободы к освобождению и т.д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания.