Гордиенко
Влада Сергеевна
Днепропетровский Национальный университет,
социально-гуманитарный факультет, специальность философия, V курс.
Голос через эпохи. Современная наука находит зачатки музыки в первобытном синкретическом пространстве, которое вобрало в себя музыку, танец, поэзию. Непосредственная связь музыки и философии началась еще в Древней Греции. Пифагор, затем Аристоксен (ученик Аристотеля) объединяли музыку с космосом и открыли так называемую «гармонию сфер», где каждой планете соответствовала та или иная нота звукоряда. Классический период философии в качестве своей первоосновы выдвигал многообразные связи между поэзией и философией (Кант — Гете, Гегель — Гельдерлин, Шеллинг — Шиллер, Кант — Шиллер и др.). На рубеже XIX и ХХ вв. - время становления неклассического мышления – место поэзии стремится занять именно музыка. Примерами представления о музыке в этот период может послужить европейский иррационализм XIX века, а также представления о музыке у А. Шопенгауэра [6 и 7] и Ф. Ницше [5]. Современность. В литературе встречается мнение, что исследователь, берущий на себя смелость рассуждать о музыке, почти всегда обречен на существование в «пограничной» ситуации. И как объясняют, что речь идет не только о неприятии коллег и отторжении в среде профессионалов-музыкантов, а о том, что о музыке как и об исповеди в принципе «нельзя говорить», т.к. считается, что это опасное и чреватое неприятностями занятие. Проблема философии музыки, как никакая другая проблема философии и эстетики, является наиболее «запущенной» на отечественной почве. Что касается общей картины современности, то ряд исследователей конца 20 века стали говорить о постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистском комплексе, в котором неразрывно связаны философские концепции, художественные практики, методы исследования, опирающиеся на современный материал из самых разнообразных областей знания. Одной из таких областей является музыка. Факт ее существования до появления каких-либо философских и научных представлений о мире делает неоценимым ее «опыт» сосуществования с человеком, исследуя который мы можем получить ответы на волнующие нас вопросы, а это и есть цель философии. Ведь кто такой философ? Это человек, который увидел суть, понял её и смог передать другим. В этой ситуации он – музыкант-исполнитель написанной Создателем «партитуры». Онтология звука. Почему мы одни звуки называем шумом, а другие музыкой, ведь и то и другое звучит? Суть заключается в четырех основных характеристиках музыкального звука. 1. Первая из них – высота, которая является не просто условностью, а обозначает место в музыкальном пространстве, которое существует лишь в нашем восприятии [2]. В объективной действительности это представлено законом последовательности и порядка, о котором говорили еще древние греки. 2. Вторая характеристика – длительность. Длительность – это время. Не случайно учение Брентано и его ученика Эд. Гуссерля о сущности времени объясняется именно на примере музыки. Абстракция времени, становящаяся в области музыки ощутимым воплощением и конкретикой, дает нам возможность приблизить понимание такой сложной философской проблемы как проблема времени. 3. Тембр звука – это его окраска, которая состоит из основного тона и обертонов (призвуков). В философии он представлен проблемой истины. Есть основной тон - истина, а есть её различное «исполнение» на инструментах – философских направлениях, имеющих свою специфическую окраску звука. Проблема заключается в том, чтобы «призвуки» не удаляли человека от истины и не вводили в заблуждение, а пользовались спецификой своих обертонов как возможностью исчерпывающего «вызвучивания» (понимания и интерпретации) своей грани. 4. Сила звука. С точки зрения физики она характеризуется амплитудой колебательной волны. В философии «сила звука» выражена в явлениях резонанса или унисона. Т.е. какая реакция идет в обществе на философские идеи: разрушительная (как явление резонанса), когда «волна» учения, накладываясь на «волну» общественной жизни, раскачивая (музыкальное направление rock), расшатывая и в конце концов разрушая общество (идеи Ницше и фашизм) – это путь смерти; или животворящая – унисон, при котором «голоса» учения и человечества сливаются и звучат как один, что приводит к радости, единению и преумножению –это путь жизни. Ризомный «характер» музыки. Береговая линия – та полоса, которая соединяет сушу с влагой – это яркий природный образец ризомы. Музыка – та же ризома: она позволяет проявиться иррациональному, духовному началу человека в строгой логической (рациональной) форме музыкального произведения, перекладывает объективную реальность, фактичность в звуки и т.д., т.е. она как береговая линия соединяет внутренний мир человека с окружающим, является поверхностью соприкосновения микро- и макрокосмосов. Особенности музыкального подхода к слову. Требованием времени стало выведение на первый план языка, т.е. своеобразная языковая редукция или сведение социальных феноменов, социальных отношений, культурного творчества, искусства к языково-символическим формам их выражения. Особенности вокального подхода к словообразованию заключаются в том, что слово воспринимается как форма, а эмоциональная и духовная нагрузка и, чисто физически, дыхание, которыми руководствуется исполнитель, становятся наполнением. Это очень кропотливый процесс, требующий упорного труда и, в первую очередь, искренности. «Наградой» за это окажется момент в исполнении, когда ты осознаешь всем нутром, что нюансы, обозначенные композитором, неслучайны и только указанные им темпы естественны здесь. Тебя «осенит», что по-другому спеть нельзя. Наступит необъяснимое ощущение, что зазвучало и ожило то, что было за 100, 200, лет до тебя. Как будто исчезли временные границы и два разделенных годами момента совпали и стали одним. Это ощущение тождественности текста и его понимания, тот результат, к которому стремится философская герменевтика. Более того этот вид интерпретации касается и текста на иностранном языке. В определенный момент работы над произведением наступает период, когда значение слов становится тебе понятнее, чем самый лучший перевод, ты начинаешь чувствовать и осознавать этот текст изнутри. В этот момент не существует проблемы перевода.
Литература:
1.
Адорно
Т.В. Избранное: Социология музыки. М.; СПб. : Университетская книга, 1998.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся ст. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
3.
Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Том I. Феноменология
внутреннего времени. М.: Издательство «Гнозис», 1994.
4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Философия эпохи постмодернизма. Мн.: Красико-принт, 1996.
5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки/ Пер. с нем. Г.А. Рачинского. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
6.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //
Шопенгауэр А. Собр. сочинений: В 5 т. М., 1992. Т.1. с. 261.
7.
Шопенгауер А. Внутрішня сутність мистецтва//
Макаренко Герман. Музика і філософія:
Шопенгауер, Вагнер, Ніцше. – К.: Факт, 2004.