Духовно-нравственное воспитание в современных
школах Казахстана
Доктор пед.наук Р.А.Джанабаева, кандидат пед.наук Е.С. Оналбеков,
докторант С.А.Касенова
Нравственное
воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно
большое значение. Одновременно с социальными и экономическими преобразованиями
в нашей стране идет активный процесс формирования нового человека. Этот процесс
во многом зависит от дальнейшего развития теории нравственного воспитания.
Так
как, Президент нашей страны
Н.А.Назарбаев в своем послании акцентирует усилить внимание на важные моменты воспитательный
компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности,
межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие,
законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях,
независимо от формы собственности [1].
Развитие и процветание любого государства,
в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом
процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства
национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к
своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения, что детерминирует
становление новых парадигмальных подходов к формированию личности будущего
учителя. В этой связи возрастает ответственность, прежде всего школы.
Результаты нравственного воспитания
школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе
предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное
время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние
нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности [2].
В системе образования должны быть заложены
наиболее долгосрочные нравственные установки, перспективы развития, перспективы
развития общества. Ведущим направлением в этом плане должно стать не только
постоянное обновление знаний, но прежде всего ориентация на гуманизацию системы
образования. Следует отметить, что главная задача образования заключается в
мобилизации всего комплекса воспитания, образования, просвещения и культуры на
формирование личности.
Нравственное
воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня –
особенно. Но решать ее в любое время было сложно. «Учительство – это искусство,
воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»
[3].
Такое
понимание учительской миссии выделяет в качестве важнейших проблем
педагогического образования формирование нравственной позиции, включающей
прежде всего воспитание любви и внимания к человеку, постижение школьниками
нравственных категорий. Целью нравственного воспитания является формирование
нравственного сознания, поведения и важнейших моральных качеств личности:
патриотизма, чувства дружбы, и консолидации между народами, коллективизма,
гуманизма, ответственного отношения к труду, сознательной дисциплины и др.
Охарактеризуем
содержание некоторых основных моральных качеств, формирование которых является
задачей нравственного воспитания.
Это
качество предполагает любовь к Отечеству, готовность к его защите, труд на
благо Отечества, неразрывную связь с идеями дружбы народов, непримиримость к
любым проявлениям национализма, приверженность к народной культуре, знание
национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь.
В
моральном облике любого человека это проявления находят свое воплощение в
воспитании гражданственности. В ней выражена самая высокая мотивация поведения,
определяемая общественным долгом. Гражданский долг стимулирует социальную
активность человека во всех сферах его
жизнедеятельности, и прежде всего в защите интересов своей Родины, в честном
выполнении своих гражданских обязанностей, в труде, в общественной
деятельности.
В
системе межнациональных отношений в центре внимания школы всегда находится
проблема единства казахстанского народа, истоками которого является
многонациональная культура, устанавливающиеся экономические связи,
обеспечивающие духовное развитие всех народов, населяющих территорию нашей
республики, ближнего и дальнего зарубежья.
В
процессе воспитания у учащихся чувства идей братства и дружбы народов
существенное значение имеет понимание ими национального единства народов
Отечества, превалирование в процессе обучения и воспитания общечеловеческих
ценностей во взаимосвязи с национальными.
С
приобретением Республикой Казахстан статуса суверенности появилась возможность
реального возрождения истории, культуры, обычаев, языка казахского народа,
создались возможности для обновления содержания школьного образования на основе
учета национальных традиций в единстве с мировой культурой и достижениями
разных народов. Поэтому мы считаем, что общечеловеческое согласие не
противоречит национальному достоинству народов Казахстана. Веками было
доказано, что в республике всегда проживали в дружбе и согласии не только
казахи, но и русские, украинцы, немцы, татары, корейцы, уйгуры, поляки, люди
других национальностей.
И
сегодня, в Казахстане сохраняются стабильность, национальное согласие и
гражданский мир. Курс на укрепление дружбы между народами совпадает с желанием
казахстанцев решительно двигаться вперед по пути обновления, экономических
реформ и духовного возрождения.
Гуманизм
всегда был одним из основных принципов нравственности, важнейшем качеством
личности. На основе этого принципа осуществляется воспитание уважения к
человеку как высшей ценности общества, развиваются чувства достоинства,
гордости и чести. Гуманизм проявляется в признании непримиримости интересов
борющихся классов в борьбе против различных форм унижения и порабощения
человека, расовой дискриминации, национального гнета, неравноправия, против
всех проявлений человеконенавистничества. Гуманизм наследует традиции
демократического гуманизма с его требованиями уважения человеческого
достоинства в каждом человеке независимо от имущественного положения, пола,
расы, нации. Он содержит в себе проявления человечности, увековеченной в определенных
нормах общежития: сострадание горю человека, готовность помочь в беде, защитить
от насилия или оскорбления и др [4].
Составной частью морали является
сознательная дисциплина, под которой понимается исполнение долга – личного и
общественного, и соблюдение принятых в обществе норм поведения в отношении к
людям, труду и общественной собственности. Воспитание дисциплинированности
школьников осуществляется одновременно с формированием их убеждений, развитием
общей культуры, приучением к регулярному труду и строгому исполнению
обязанности.
Содержание
нравственного воспитания проявляется, прежде всего в практической деятельности
школьников, учебе, труде, общественной работе, в характере их отношений,
способах взаимодействия, в усвоенных нормах поведения.
Нравственное
развитие личности происходит в течение всей жизни человека под влиянием
контактов с окружающими его людьми и проявляется в его оценках и отношении к
действительности, обществу, взаимоотношениях с другими людьми, в его действиях
и поступках. Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т.е.
понимание им того, как и почему следует поступать так, а не иначе, так и
внешнюю сторону его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и
поведении, формируется в течение всей жизни.
Использованная литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.
Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.// Интернет ресурс www.akorda.kz
2. Закон Республики Казахстана «Об образовании»//Интернет
ресурс www.zakon.kz
3. Бейсенбаева А.А. «Гуманизация образования
старшеклассников на основе межпредметных связей» - Алматы, 1996. – 280 с.
4. Тәжібаева С.Ғ. Мектепте тәрбие
жұмысын ұйымдастыру әдістемесі. Оқу құралы.
Алматы, 2007. - 359 б.