Право/1.История государства и
права.
К.ю.н. Жданов П.С.
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, Россия.
Д.ю.н., профессор Романовская
В.Б.
Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия.
«Закон»
как категория платоновской философии.
Платоновский
идеализм нашел свое воплощение в целостной философской картине мира, где
человек и общество предстают неотъемлемой частью общекосмической гармонии,
пронизанной единой закономерностью. В этой связи интересным представляется
вопрос о значении категории «закона» в системе платоновской философии. Конкретнее
он может быть обозначен как проблема соотношения государственных законов,
которым Платон так много уделял внимания, и упомянутой всеобщей космической
закономерности.
Итак, какова
же природа закона по Платону? В сборнике определений, составленном, скорее
всего, одним из учеников Платона, можно найти следующие определения закона:
«Закон – решение спорных дел, осуществляемое властью», или «Закон –
государственное постановление большинства, не ограниченное определенным
временем» (1). Очевидно, что эти определения, равно как и знаменитое
определение человека, данное там же, не передают все смысловые оттенки, которые
присущи этим понятиям в платоновской философии.
Если мы
обратимся к одному из ранних диалогов платоновского корпуса, то здесь мы найдем
следующее определение: «закон – выяснение сущего» (2). То есть, закон – это правило, отражающее
истинное положение вещей, закон – это истинное высказывание о сущем, и в этом смысле
общественный закон, несомненно, есть отражение общемирового порядка. Правильные
законы государства в своем отношении к бытию аналогичны правильным законам
лечения и правильным законам поварского дела. Истинный закон один, как одна
истина, одно благо. Платон однозначно связывает закон со знанием истины
(которая в его понимании тождественна красоте, мере и восходит к
благу-единому).
Закон как
направляющий элемент в государстве тождественен разуму, высшей части души (3).
Недаром Платон обращает внимание на то, что «божественный и чудесный закон (nomos) получил у нас название, близкое к слову “ум”(nous)» (4). Главная цель законодателя, которую он
реализует посредством введения законов – это «внедрение в государстве
разумности» (5). Упорядочивающее действие закона сводится к установлению
разумной организации общества, которая есть общее благо - именно его и должен
иметь в виду законодатель (6). Платон неоднократно указывает на тождество
разумного общественного устройства, справедливости и блага, которые достигаются
введением правильных законов и неукоснительным их соблюдением. Вне разумной (и
одновременно прекрасной) жизни, принципом которой служит следование закону, не
может быть гармоничной и счастливой жизни ни личности, ни общества. В целом
диалог «Законы», где последовательно проводится эта мысль, характеризуется А.Ф.
Лосевым как «преклонение перед разумом, который является здесь и принципом
всего законодательства, и принципом всего поведения людей, и даже принципом
всего космического движения» (7).
Конечное
основание законодательства, по Платону есть «всеобщий космический разум и
всеобщая космическая душа» (8). Закон, которому подчиняется человеческая жизнь,
рассматривается как проявление общемировой закономерности, ибо разум,
положенный в основание закона, восходит к мировому разуму и обусловлен идеей
блага-единого. Поэтому закон един: государственный закон полностью сливается у
Платона с законом и религиозным и моральным. В стройности законодательства
отражается правильное движение небесных тел, в подражании порядку этого
движения – сила закона.
Мировая
гармония проявляется во всем. Закон, этот разум государства, направлен на
обеспечение общественной справедливости, как части космического порядка.
Общественная гармония достигается действием законов, если они в полном смысле
слова являются «выяснением сущего», если в них воплощен всеобщий принцип
мирового порядка, мера, а это и означает разумность закона. Не случайно в «Законах» Платон подчеркивает
тождественность «самой большой мудрости» и «прекраснейшей гармонии» (9).
Характерно также и то, что именно в этом диалоге, посвященном законодательству,
Платон неоднократно обращается к проблемам музыкального воспитания граждан и
роли музыки в общественной жизни. В этом же диалоге последовательно проводится
мысль о взаимообусловленности правильной организации «мусического искусства» в
государстве и стройности, неизменности законов (10). Именно искажение правил
музыкальной гармонии называется здесь причиной расстройства государственности в
Афинах (11).
Для Платона
безусловно неприемлем тезис софистов о том, что законы зависят от искусства или
прихоти власти, их устанавливающей (12). Законы существуют «от природы».
Недопустимо противопоставление государственного закона в качестве чего-то
искусственного естественному порядку, все подчинено единой закономерности: «ни
один смертный не дает никаких законов, но все человеческое зависит от судьбы и
случая» (13). Всеми человеческими делами правит бог, а вместе с ним судьба и
благовремение, и лишь в небольшой степени – искусство, в данном случае –
искусство законодателя. Единый божественный закон управляет ходом мировых
процессов. «Согласно закону и распорядку судьбы» происходит перемещение души
после разделения ее с телом, в зависимости от ее склонности к добродетели или к
пороку (14). Государственный закон, вписанный в единый космический порядок,
есть часть мировой гармонии. Поэтому закон в широком смысле слова – это
«железная структура и необходимость вечной жизни» (15). Но
необходимость закона – это не стихийная необходимость, это необходимость
разума. В платоновской космологической доктрине разум, правда, в качестве
внеличностного начала, одерживает победу над слепой необходимостью
досократиков. Так в диалоге «Тимей» говорится о рождении космоса из сочетания
ума и необходимости, причем ум убеждает необходимость обратить к наилучшему
большую часть того, что рождалось (16). Все в мире происходит в силу разумной
воли божества. Разум же по природе своей стремится к осуществлению идеи блага,
именно она задает цель и смысл разумного закона. Таким образом, Платон возводит
все человеческие законы, эти «определения разума, направленные к наилучшей
жизни» к единому божественному закону, и именно в этом заключается их
необходимость, которая получает значение целесообразности.
Эта
«теология закона» развивается Платоном дальше: «Бог … держит начало, конец и
середину всего сущего. Прямым путем приводит он все в исполнение, … согласно
природе. За ним всегда следует правосудие, мстящее тем, кто отступает от
божественного закона (17). Кто хочет быть счастливым, должен держаться этого
закона и следовать ему смиренно и в строгом порядке» (18). Божественный закон
всеобщ, он определяет мировую гармонию, и любое отступление от этого порядка, будь
то нарушение государственных законов или искажение музыкальных ладов, ведет к
неумолимому возмездию. В конечном итоге отступивший от закона сам наказывает
себя, ибо счастье, в понимании Платона, неотделимо от справедливости и благой
жизни.
Подчинение закону
– величайшая добродетель. Лосев пишет, что «наивысшая красота и наиболее
прекрасная жизнь по Платону заключается в добродетельном законе и в безусловном
выполнении этого закона…» (19). Платон настаивает на том, что законодательство
должно сохранятся неизменным, и в диалоге «Законы» предлагает установить самые
суровые меры по отношению к нарушителям законов. Нет менее или более важных
законов, только как единое целое они создают прекрасную, т.е. справедливую
жизнь в обществе.
Однако было
бы неправильным акцентировать только абсолютистские тенденции в платоновском
учении о законах, в упомянутом диалоге можно найти и совсем другие
характеристики законов. Законы связываются Платоном с родительской любовью, а
люди, подчиненные законам – с любимыми детьми. Законодатель сравнивается также
с внимательным врачом и учителем гимнастики (20). Всеобщее подчинение закону
невозможно без твердого убеждения в правильности порядка, установленного
законом. Общественное и личное воспитание есть необходимая основа истинного
законодательства (21). «Природе соответствует не насильственная власть закона,
но добровольное ему подчинение» (22).
Подводя
итог всему вышесказанному о законе в платоновской философии, нужно еще раз
подчеркнуть, что учение Платона о законе нельзя рассматривать вне контекста его
философской системы: его эстетики, космологии, онтологии, учения о познании.
Закон есть не просто постановление властей, это одновременно и выяснение
сущего, и принцип мировой гармонии, и необходимый порядок вещей, определенный богом.
В законе воплощается всеобщий разум. Человеческие законы в качестве разумных
установлений подражают всеобщему космическому закону, выраженному в движении
неба, и стремятся к воплощению идеи блага. Таким образом, закон и своих частных
проявлениях и как общемировой упорядочивающий принцип есть неотъемлемая
составляющая платоновской картины мира. Следование закону есть высшая
справедливость, водворяя которую в душе и в государстве, человек приобщается
единому ритму и порядку космической жизни. Только таким образом и отдельный
человек, и все общество могут обрести счастье.
Литература:
1.
Платон. Определения, 413
d-е, 415 b-c // Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986. - С. 431, 434.
2.
Платон. Минос, 315 а-b // Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986. - С.393.
3.
Фестюжьер А.-Ж.
Созерцание и созерцательная жизнь по Платону. – СПб.: Наука, 2009. - С. 434.
4.
Платон. Законы, 957 c-d // Платон.
Диалоги. Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 1147
5.
Платон. Законы, 688 е //
Платон. Диалоги. Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 843.
6.
Платон. Законы, 715 b // Платон. Диалоги. Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008.
- С. 872.
7.
Платон. Платон. Диалоги.
Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 1275.
8.
Платон. Платон. Диалоги.
Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С.
1277.
9.
Платон. Законы, 689 d-е // Платон. Диалоги. Книга вторая. – М.: Эксмо,
2008. - С. 844.
10. Примечательно, что в древнегреческом языке номами,
своего рода, музыкальными законами, именовались твердо установленные лады или
гармонии.
11. Платон. Законы, 701 а // Платон. Диалоги. Книга
вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 856.
12. Платон. Законы, 889 е – 890 с // Платон. Диалоги.
Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 1065-1066.
13. Платон. Законы, 709 а // Платон. Диалоги. Книга
вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 864.
14. Платон. Законы, 904 с-е // Платон. Диалоги. Книга
вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 1086-1067.
15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая
классика. Том III. М.: "Искусство",
1974. - С. 266.
16. Платон. Тимей, 48 a-b // Платон.
Диалоги. Книга вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 488-489.
17. Ср. с высказыванием Гераклита об Эринниях, мстящих
отступившим от всеобщего закона.
18. Платон. Законы, 716 а // Платон. Диалоги. Книга
вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 873.
19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая
классика. Том III. М.: "Искусство",
1974. - С. 213.
20. Платон. Законы, 719 b – 720 е // Платон. Диалоги. Книга вторая. – М.:
Эксмо, 2008. - С. 876-878.
21. Платон. Законы, 643 b – 644 с // Платон. Диалоги. Книга вторая. – М.:
Эксмо, 2008. - С. 790-792.
22. Платон. Законы, 690 с // Платон. Диалоги. Книга
вторая. – М.: Эксмо, 2008. - С. 845.