Этнопсихология/
К.психол.н, доцент Якоцуц О.Л.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕТАЦИЙ ЕВРЕЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Изучение ценностных
ориентаций жителей нашей республики
имеет особое значение, поскольку Хакасия – поликультурная республика и
многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют
длительный исторический опыт мирного сосуществования.
Поскольку формирование системы ценностей личности
происходит на основе того, что существует и, что актуально для общества и
культуры, следовательно, цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей ценностных ориентаций евреев,
проживающих на территории республики Хакасия.
В нашем исследовании приняли участие евреи
в количестве 40 человек (члены еврейской общины г. Абакан), из них 20 человек
женщины, 20 – мужчины, а также хакасы, в количестве 40 человек, из них 20
человек женщины, 20 – мужчины, имеющие средне-техническое и высшее образование,
проживающих на территории республики Хакасия не менее 10 лет, средний возраст
которых 35 лет; а также представители хакасского этноса в количестве 40 человек
(Хакасский культурный центр г. Абакана), из них 20 человек женщины, 20 –
мужчины, а также хакасы, в количестве 40 человек, из них 20 человек женщины, 20
– мужчины, имеющие преимущественно средне-техническое, являющиеся коренными жителями
республики.
Для решения поставленных задач был
использован комплекс эмпирических методов, включающих: тест СЖО (тест
смысложизненных ориентаций) А. Н. Леонтьева;
методика «ценностные ориентации» М. Рокича; методика реальной структуры
ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова;
тест культурно – ценностных ориентаций Л. Г. Почебут.
Результаты исследования ценностей
межличностного общения в группе по
методике диагностики реальной структуры ценностных ориентаций С.С. Бубнова, позволили
выявить следующее. В группе представителей еврейского этноса, доминирующими ценностями межличностного
общения являются: «познание нового в мире, природе, человеке» в 70% случаев, что указывает на потребность
респондентов в расширении своего уровня образования, кругозора, общей
культуры и интеллектуального развития и «признание
и уважение людей, и влияние на окружающих» (φ*=3,4;р≤0,01), что свидетельствует о социальной направленности представителей еврейского этноса, стремлении добиться
признания и уважения у окружающих людей
и желании оказывать на них влияние по сравнению с представителями хакасского
этноса.. В группе представителей еврейского этноса, преобладающими ценностями являются:
«приятное времяпрепровождение, отдых» в 35% случаев, данные ценности
свидетельствуют о потребности представителей еврейского этноса развлекаться, отдыхать от повседневных дел и работы, а также «здоровье» в 32%
случаев, эта ценность свидетельствует о
стремлении сохранить свое здоровье, как физическое, так и психическое, вести
здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, регулярно проходить
профилактические мероприятия.
Для группы представителей
еврейского этноса ярко выраженной социально-личностной ценностью является «высокий
социальный статус» в 37% случаев, что характеризует данную группу как группу,
стремящуюся занять высокое положение в обществе и добиться уважения у
окружающих людей. Статистически значимые
различия были выявлены по показателям ценности «помощь и милосердие к другим
людям» (φ* =3,7; p≤0,01),
т.е., в группе представителей хакасского этноса, чаще, чем в группе еврейского,
проявляется готовность оказать помощь окружающим из сострадания и
человеколюбия, заботливо относиться к
своему окружению.
Выявленные
показатели терминальных ценностей I степени
значимости (методика «ценностных
ориентаций» М. Рокича) свидетельствует
о том, что в группе представителей
еврейского этноса, доминирующими являются
такие ценности, как «общественное признание» в 62% случаев, характеризующее
респондентов, как группу, стремящуюся
к уважению окружающих
людей, коллектива, товарищей по работе;
«познание» в 55% случаев, указывающее на потребность респондентов в расширении
своего образования, кругозора, общей культуры и постоянном повышении своего
интеллектуального уровня; «любовь» в 52% случаев, которая указывает на стремление респондентов к духовной и
физической близости с любимым человеком,
«счастливая семейная жизнь» в 50% случаев, свидетельствующая о желании
респондентов иметь семью и быть счастливыми в браке, а также «здоровье» в 42% случаев, эта ценность свидетельствует о
стремлении сохранять свое здоровье, как физическое, так и психическое, вести
здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, регулярно проходить
профилактические мероприятия и
«материально обеспеченная жизнь» в 33% случаев, указывающая на потребность
респондентов иметь стабильный материальный доход.
Выраженными ценностями II степени значимости для данной группы евреев являются:
«развлечения» в 30% случаев, что указывает стремление евреев к получению
удовольствий посредством сферы развлечений, отдыху от повседневных дел и работы;
«творчество», в 30% случаев, что указывает на потребность реализации своих творческих замыслов, стремление
создавать качественно новые материальные и духовные ценности; «жизненная
мудрость», в 30% случаев, что характеризует данную группу, как группу, которая
осознает важность зрелости суждений и здравого смысла, что достигается жизненным опытом.
Доминирующей
ценностью III уровня значимости, является «интересная работа», в 25% случаев, что характеризует данную группу как группу,
испытывающую потребность в работе, которая была бы для них интересна и
приносила удовольствие.
Полученные показатели инструментальных ценностей I степени
значимости в группе представителей
еврейского этноса позволили выявить
следующее: преобладающими ценностями
являются: «твердая воля» в 75% случаев, «независимость» в 70% случаев,
«образованность» в 62% случаев, что характеризует данную группу как группу,
которая способна отстаивать свое
мнение, действовать самостоятельно и решительно, не отступать перед трудностями и четко следовать намеченному
плану решения поставленной задачи, а
также иметь высокий уровень общей культуры и знаний, чтобы воплотить свои
замыслы в жизнь.
В группе представителей еврейского этноса, ярко выраженной инструментальной ценностью II степени значимости является
«честность» в 30% случаев, что указывает на потребность респондентов в
искренности, стремление говорить правду.
У представителей еврейского этноса, доминирующими инструментальными ценностями III степени значимости являются:
«высокие запросы» в 22% случаев, «непримиримость к недостаткам в себе и других»
в 20% случаев и «рационализм» в 20% случаев, что характеризует данную группу
как группу, предъявляющую высокие
требования к жизни, имеющую высокий
уровень притязаний, непримиримую к недостаткам в себе и других.
Существенными различиями в показателях
ценностных ориентациях евреев и хакасов являются: «счастливая семейная жизнь»
(φ*=1,8; р≤0,05), т.е. в
группе представителей еврейского этноса, чаще, чем хакасского проявляется
потребность иметь семью, а также быть счастливыми в семейных отношениях;
«общественное признание» (φ*=2,9;р≤0,01),
указывающее на стремление представителей еврейского этноса к уважению
окружающих людей, коллектива и товарищей по работе; «активная, деятельная жизнь»
(φ*=3,7;р≤0,01),
свидетельствующая о стремлении представителей хакасского этноса к полноте и
эмоциональной насыщенности жизни и «материально обеспеченная жизнь»
(φ*=3,4;р≤0,01), что
указывает на стремление представителей
хакасского этноса избегать материальных затруднений, жить в материальном
достатке.
Данные, полученные
по тесту смысложизненных ориентаций А.Н.Леонтьева, позволили установить, что в группе представителей еврейского
этноса
ярко выраженными смысложизненными
ориентациями являются «локус контроля – я» (φ*=1,9; р≤0,05), указывающая на представление евреев о себе как о сильной
личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в
соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле и «цели в жизни»
(φ*=2,32; р≤0,05),
свидетельствующие о наличии в жизни представителей хакасского этноса
определенных целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и
временную перспективу.
Анализ данных,
полученных по тесту «культурно – ценностных ориентаций» Л.Г. Почебута позволил отметить,
что в группе представителей еврейского
этноса преобладающей культурно-ценностной
ориентацией, является «современная культура» в 70% случаев, что характеризует
ориентацию респондентов данной группы на настоящее, на современные события,
стремление жить в гармонии с природой, беречь ее. При этом для данной группы
респондентов характерны основные ценности современной культуры, которые
сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей,
самореализации и самоактуализации. Отличительными особенностями данной
группы респондентов являются:
формализованные отношения, которые четко определены статусом и ролью в
социальной системе; дружеские отношения
складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. При этом
в межличностном общении евреи сдержанны, стараются соблюдать социальную
дистанцию и ролевые предписания; принятие индивидуального решения
осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и
планов на будущее с группой, семьей. Анализ полученных показателей в группах
представителей хакасского и еврейского этноса, позволил выявить различия в
ориентациях на «традиционную культуру» (φ*= 1,66;р≤0,05), что свидетельствует о том,
что часть представителей еврейского этноса склонна ориентироваться на прошлое,
привержена к традициям, интересом к истории. Испытуемые зависимы от ближайшего
социального окружения, большое значение
придают семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений,
религиозным ориентациям.
Таким образом,
характерными особенностями ценностных ориентаций представителей еврейского
этноса являются ценности: «познание
нового в мире, природе, человеке»; «признание
и уважение людей, и влияние на окружающих»; «высокий социальный статус»; «приятное
времяпрепровождение, отдых», а также «здоровье»; «общественное признание»; «познание»; «любовь» и «счастливая
семейная жизнь»; «здоровье»; «материально обеспеченная жизнь»; «твердая воля»; «независимость»;
«образованность»; и «эффективность в делах»; «широта взглядов»; «локус
контроля – я» и «современная культура». Для представителей еврейского
этноса значимыми ценностными ориентациями являются: «твердая воля»,
«независимость», «образованность», а также «эффективность в делах» и «широта
взглядов», что характеризует представителей еврейского этноса, как группу,
ориентированную на расширение границ смысложизненного пространства посредством
волевых усилий, независимых суждений, получении образования и широты взглядов.
Литература:
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации личности и
проблема их формирования. / В.Г. Алексеева. –
М: Аспект-Пресс, 2006. – 232с.
2.
Здравомыслов,
Л.Г. Потребности, интересы, ценности./ Л.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс,
2008. – 120 с.
3.
Лебедева,
Н.М. Введение в этническую
и кросс-культурную психологию:
учеб. Пособие.– М.: Старый сад,
2006. – 160с.
4. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности.
Учебное пособие/ А.В. Серый, М.С. Яницкий. – Кемерово: ИНФОЛИО, 2006. – 124 с.
5. Яницкий, М. С.
Ценностные ориентации личности как динамическая система./М.С. Яницкий. –
Кемерово: ИНФОЛИО, 2008. – 250 с.