д.э.н.,
проф. Юшин С.А.
ННЦ
«Институт аграрной экономики» НААНУ
СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА
КАК ПОИСК ГАРМОНИИ
В СИСТЕМЕ “ЭКОНОМИКА-ПОЛИТИКА-КУЛЬТУРА”
Два
десятилетия постсоветских экспериментов позволяют сделать вывод, что проблемы
СССР все же коренились не пороках самой системы социализма (или коммунизма), а
в чем-то другом. Ведь смог же Китай без революции осуществить гибридизацию
коммунизма с капитализмом, подтвердив правоту своих великих учителей. Верно,
Лао-цзы указывал, что «все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют
гармонию … и кто знает меру, у того не будет неудачи» [1, с.128], а Конфуций, что «такой принцип, как «золотая середина»,
представлет собой наивысший принцип» [1, с.153]. Да и европейская культура
строилась на идеях Библии («всему свое время [Еккл. 3: 1]; «держаться одного, и
не отнимать руки от другого» [Еккл. 7: 18]), Платона («противоположности
возникают одна из другой, и переход этот обоюдный»; «гармония не может
руководить своими частями, наоборот, она должна следовать за ними» [2, с.31, 61];
нас «не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно
противоположного ощущения» [3, с.332], Аристотеля «тот государственный строй,
который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим» [3,
с.418]. Анализируя глобальные политические реалии своего времени, П.Сорокин, став на позицию «золотой середины», считал:
“господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет тип
специфический (не капиталистический и не коммунистический), интегральный/промежуточный
… . Именно он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от
серьезных дефектов каждого типа” [4,
с.15]. Потому стратегией каждого государства должен быть поиск гармонии для
всех его наличных составляющих.
Строительство
СССР разворачивалось на отрицании принципов гармонии и «золотой середины». В.И.Ленин
03.04.1919 г. говорит: «или полная власть рабочего класса
или полная власть буржуазии, – середины
нет, третьего пути нет» [5, с.253]. 28.08.1919 г.: “Либо
диктатура помещиков и капиталистов, либо диктатура рабочего класса; Середины нет; О середине мечтают попусту барчата,
интеллигентики, господчики, плохо
учившиеся по плохим книжкам. Нигде в мире середины нет и быть не может. …
Кто не научился этому из истории всего XIX века, тот – безнадежный
идиот. [6, с.158]. 27.03.1921 г.: “середины
нет. Все, кто о ней мечтает, пустые мечтатели, фантазеры. Их опровергает
политика, экономика и история” [7, с.137]. Однако уже 04.07.1921 г.
В.И.Ленин пишет: “Главная ошибка всех нас была до сих пор, что
мы рассчитывали на лучшее; и от этого впадали в
бюрократические утопии. Реализовалась из наших планов ничтожная доля. Над планами смеялась жизнь, смеялись все” [8,
с.63]. Он говорит о необходимости “вырабатывать себе стратегию, стоящую на уровне наилучшей международной
стратегии самой “просвещенной” … передовой буржуазии” [8,
с.90]. А в 1922-1923 гг. в стратегии В.И.Ленина происходит поворот: Надо, чтобы
коммунисты “учились торговать. Для чего нужно и мозги сделать
более гибкими, и скинуть всякую коммунистическую или, вернее, русскую обломовщину» [9, с.3-4]. Он указывает
также и на разрыв “между величием начатых осуществлением задач
и нищетой, как материальной, так и культурной” [9, с.61]. Произошла
его переориентация и на создание смешанных обществ, “в которых участвуют и частные капиталисты, русские и
заграничные, и коммунисты, эти общества – одна из форм, в которой можно показать и научиться тому, что мы умеем не
хуже капиталистов установить смычку с крестьянским хозяйством, можем удовлетворить его потребности, можем помочь
крестьянину двинуться вперед так, как он сейчас есть, при всей его
темноте, т.к. переделать его в короткий срок нельзя”. Возник и вопрос о государственном капитализме: “тот капитализм, который мы сумеем ограничить”. А для
этого нужна и соответствующая культура: “Нас учили: бывает, что один народ завоюет другой народ, и тогда тот народ,
который завоевал, бывает завоевателем, а тот, который завоеван, бывает
побежденным. … Но что бывает с культурой этих народов? Тут не так просто. Если
народ, который завоевал, культурнее народа побежденного, то он навязывает ему свою культуру, а если наоборот,
то бывает, что побежденный свою
культуру навязывает завоевателю. Правда, тут может как будто получиться
впечатление, что у побежденных есть высокая культура. Ничего подобного. Культура у них мизерная, ничтожная, но все же она
больше, чем у нас. Как она ни жалка,
как ни мизерна, но она больше, чем у наших ответственных работников-коммунистов,
потому что у них нет достаточного уменья управлять”; “форма борьбы буржуазии с
пролетариатом, это – борьба, которая
еще не завершена и даже в центральных учреждениях Москвы не превзойдена
культурно. Ибо … буржуазные деятели знают дело лучше, чем наши лучшие
коммунисты, имеющие всю власть, все возможности и ни одного шага не умеющие
делать со своими правами и со своей властью”; “коммунистам
нужна обдуманность. Они вам расскажут превосходно о революционной борьбе, о
состоянии революционной борьбы во всем
мире. А чтобы вылезти из отчаянной нужды и нищеты, для этого надо обдумывать,
быть культурным, порядочным – этого
они не умеют”. При этом “Отделять организационные вопросы от политики нельзя,
т.к. политика – это концентрированная экономика” [9,
с.81, 95-97, 104-105, 123]. И уже как завещание
звучит в 1923 г.: “нам бы для начала
достаточно настоящей буржуазной культуры, нам бы для начала обойтись без
особенно махровых типов культур добуржуазного порядка, т. е. культур чиновничьей, или крепостнической и т. п. В вопросах
культуры торопливость и размашистость вреднее всего. … Дела с госаппаратом у нас до такой степени
печальны, чтобы не сказать отвратительны, что мы должны сначала подумать
вплотную, каким образом бороться с недостатками его, памятуя, что эти
недостатки коренятся в прошлом, которое хотя перевернуто, но не изжито, не
отошло в стадию ушедшей уже в далекое прошлое культуры. Именно о культуре
ставлю я здесь вопрос, потому что в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в
привычки. А у нас, можно сказать, хорошее в социальном устройстве до
последней степени не продумано, не понято, не прочувствовано,
схвачено наспех, не проверено, не испытано, не подтверждено опытом, не
закреплено и т. д. … Нам надо во что бы то ни стало поставить себе
задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых – учиться, во-вторых –
учиться и в-третьих – учиться и затем
проверять то, чтобы наука у нас не оставалась
мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас
особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь,
превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом. Одним словом,
нам надо предъявлять не те требования, что предъявляет буржуазная Западная
Европа, а те, которые достойно и прилично предъявлять стране, ставящей своей задачей развиться в социалистическую
страну” [9, с.389-391]. Так В.И.Ленин пришел к идее гармонии в
цепи “экономика-политика-культура”.
Глобальный экономический
кризис 2008-2010 гг. свидетельствует о том, что анализ причин его возникновения
был сосредоточен преимущественно на вопросах экономики, слегка задевал вопросы
политики, а вопросы культуры в этом аспекте практически вообще не ставились. И
это при том, что, по мнению ученых, параметр культурного изменения лежит в
основании классификации “цивилизованный-примитивный” (исторически культурные
группы возникали в определенной последовательности: от маленьких групп
охотников/собирателей, через земледельческие и кочевые народы, до индустриальных
и теперь уже постиндустриальных обществ [10, с.254]. В.С.Библер
ситает, что, в контексте парадоксов “диалога культур” вся логическая культура
прошлого, вся история логики переформулируется как культура самоизменения
логики, как культура превращения логик. Но это – одновременно –
означает, – поскольку вся эта история
смены логик оживает и развивается в XX веке как одновременная, современная культура
мышления, – что история превращения
логик реализуется как полифонический диалог многих логик
(последовательных исторически и — “параллельных”, “дискутирующих” в контексте
современного мышления) [11, с.46]. Для С.Н.Гаврова, национальная
культура – это целостное образование
со своими специфическими механизмами саморегуляции, которые детерминируют все
структурные связи между ее элементами, помогают ей при непрерывном изменении
сохранить длительную историческую устойчивость, социально-историческую
уникальность [12, с.128]. Ч.Сноу, осуществивший
анализ антагонизма “двух культур”, установил: на
одном полюсе – художественная интеллигенция, на
другом – ученые, и как наиболее яркие представители этой группы – физики. Их разделяет стена непонимания, а
иногда – особенно среди молодежи – даже антипатии и вражды. … Создается
впечатление, что для объединения двух культур вообще нет почвы. … Для
умственной и творческой деятельности это значит, что богатейшие возможности
пропадают впустую. Столкновение двух дисциплин, двух систем, двух культур, двух
галактик – если не бояться зайти так
далеко! – не может не высечь
творческой искры. Как видно из истории интеллектуального развития человека,
такие искры действительно всегда вспыхивали там, где разрывались привычные
связи и т.п.[13, с.198, 234].
Значительный вклад в
решение проблемы гармонизации элементов в системе “экономика-политика-культура”
внес А.Дж.Тойнби, который указывает на то, что именно расщепление культуры – симптом
социального недомогания, причина которого в том, что цивилизация пережила
надлом и начала распадаться. При этом когда одна культура вторгается в другую,
проникающая сила каждого из элементов прямо противоположна его социальной
ценности. Экономический элемент воспринимается чуждой культурой с наибольшей
готовностью, за ним следует политика, а на последнем месте оказывается
культурный элемент. И в этом причина, что разложение интегральной культуры
кончается социальной катастрофой. Здесь надо учесть, что элементы культуры,
вполне безвредные и даже благотворные на родной почве, могут оказаться опасными
и разрушительными в чуждом социальном контексте [14, с.25, 63, 67, 71, 72]. В
заключение А.Дж.Тойнби делает вывод: сегодняшнее различие в культурном уровне
между отдельными социумами обусловливает феномен, где один и тот же институт
вызывает поразительно различный эффект в двух различных социальных средах. Что
делать, чтобы спастись? В политике – установить конституционную кооперативную
систему мирового правительства. В области экономики – найти работающие
компромиссы (которые могут варьировать в зависимости от условий и требований
места и времени) между свободным предпринимательством и социализмом. В области
духовной – вернуть светские суперструктуры на религиозное основание [14, с.215,
231, 270, 290-291, 468]. Следовательно, какую бы революцию ни планировали
экстремисты, в конечном итоге любые их реформы будут детерминированы культурой
данного общества.
Вывод: истинное
реформирование государства обусловлено не темпами политических и экономически изменений,
а их соответствием доминирующей в социуме культуре, гармонией всех элементов в системе “экономика-политика-культура”.
Исторический опыт доказывает, что всякий экстремизм и нежелание считаться с
требованиями такой гармонии блокируют нормальную реализацию стратегий как экономики,
так и политики, и возвращают их на исходные позиции.
Примечания
1. Древнекитайская
философия. В 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1972.
2. Платон. Федон. / Соч. в 3-х томах. Т.2.
– М.: Мысль, 1970.
3. Аристотель. Политика. /
Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4 – М.: Мысль, 1983. – С.375-644.
4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация.
Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.·Политиздат,
1992. — 543 с.
5. Ленин В.И. // Полн.
собр. соч., изд. 5-е. Т.38.
6. Ленин В.И. // Полн.
собр. соч., изд. 5-е. Т.39.
7. Ленин В.И. // Полн.
собр. соч., изд. 5-е. Т.43.
8. Ленин В.И. // Полн. собр.
соч., изд. 5-е. Т.44.
9. Ленин В.И. // Полн.
собр. соч., изд. 5-е. Т.45.
10. Кросс-культурная психология. Исследования и
применение / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 560 с.
11. Библер В.С. На гранях логики культуры. – М.:
Директмедиа
Паблишинг, 2007 г. – 440 с.
12. Гавров
С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества.
М.: МГУКИ, 2002. –
146 с.
13.
Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция./ Ч.П. Сноу, Портреты и
размышления: Пер. с англ. –
М., Изд. "Прогресс", 1985. – С.195-226
14. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом
истории: сб. / А.Дж.Тойнби; пер. с англ.. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
592 с.