Губарь Елена Владимировна

Луганский областной колледж культуры и искусств

Педагогическая практика сольфеджио и музыкальной литературы    в контексте современных требований музыкальной педагогики.

 

Главная задача подготовки педагога-музыканта – это реализация социального заказа общества, который требует от специального музыкального учебного заведения формирования преподавателя, способного обеспечить всесторонее комплексное музыкально-эстетическое воспитание и профессиональное развитие учащихся на начальной стадии образования.

Подготовка преподавателей музыкально-теоретических дисциплин для работы в школах эстетического воспитания осуществляется на теоретических факультетах музыкальных училищ (колледжей). Она является частью всего комплекса дисциплин, которые входят в учебные планы. Циклы общеобразовательных и специальных дисциплин дают студентам необходимые идейные ориентиры, формируют их как будущих воспитателей молодёжи, а также обеспечивают специальными знаниями и навыками. Большую роль в деле подготовки будущего педагога играют предметы психолого-педагогического цикла: психология, педагогика, методика преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин.

Однако наиболее полную модель будущей профессионально-педагогической деятельности студента даёт педагогическая практика - один из важнейших и эффективнейших компонентов учебного процесса.

За период практического обучения студенты специализации «Теория музыки» проходят два вида педагогической практики - практику сольфеджио и музыкальной литературы.

Основной задачей практичного обучения является приобщение студентов к педагогической и музыкально-просветительской деятельности; приобретение, расширение и обогащение личного педагогического опыта; формирование у них профессиональной компетентности, культуры педагогического общения; освоение новых технологий в музыкальном образовании.

Именно в ходе комплексной педагогической практики обеспечивается системный подход к педагогической деятельности, целостность самого педагогического процесса и воспитываются профессионально значимые качества личности.

Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, легко адаптирующуюся в быстро меняющемся мире. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Это требует обновления традиционной системы музыкального образования, внедрения новых методологий во всех сферах обучения, в том числе и в педагогической практике.

Практическое обучение на теоретическом отделении колледжа опирается на прочные, давно сложившиеся традиции. Цикловые комиссии «Теории музыки» и «Музыкальной литературы» имеют богатый опыт взаимного сотрудничества по подготовке и воспитанию высококвалифицированных специалистов. При этом педагоги в учебном процессе постоянно используют инновационные технологии, обусловленные современными требованиями образовательного процесса.

В настоящей статье невозможно охватить все стороны деятельности педагогов и студентов отдела, поэтому кратко охарактеризуем некоторые моменты нашей работы.

Перечислим основные аспекты практической деятельности:

-   учебно-методический,

-   научно-поисковый,

-   организационно-воспитательный.

1.Учебно-методический: разработка нормативной документальной базы практики (учебно-методические комплексы, дневники практики, формы отчетности, образцы учебно-практических заданий студентам-практикантам и т. д.); систематическое изучение и анализ научно-методической литературы; совершенствование педагогического мастерства на основе изучения опыта работы ведущих теоретиков, творческих идей педагогов-новаторов; разработки различных типов уроков; закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении теоретических дисциплин в процессе практической деятельности; создание и накопление личного методико-дидактического фонда; повышение компетентности в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

2.Научно-поисковый: развитие творческого потенциала и инициативы студентов; приобщение студентов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных им методик; участие в научно-практических конференциях, семинарах, открытых занятиях; выступления на методических объединениях; организация и проведение нетрадиционных форм уроков; разработка тематических уроков; участие в лекториях, интернет-конференциях, круглых столах.

3.Организационно-воспитательный: формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа учебно- воспитательной деятельности в частности; воспитание самодисциплины практиканта, чувства ответственности, самокритичности в оценке результатов работы, стремления к  усовершенствованию профессионально-педагогического уровня; воспитание чувства национального самосознания, становление педагога-просветителя.

Проблема личностно-профессионального самоопределения сложна и многогранна. Ее актуальность и значимость сегодня в связи с изменением идеалов, жизненных и профессиональных ценностей особенно высоки.

Повседневная практика показывает: при верном выборе специальности труд становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу и человеку, и окружающим. Выбор профессии должен быть сделан в соответствии с интересами, способностями и наклонностями личности и потребностями общества.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                                              Климов Е. А. Психология: воспитание и обучение / – М., 2000. – 180 с.

2.                                              Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы / – М., 1985. – 140 с.

3.                                              Педагогіка духовного потенціалу особистості: сфера музичного мистецтва: навч. посібник / О. М. Олексюк, М. М. Ткач. - К., 2004. – 158 с.

4.                                              Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И Петрушин - М., 1997. – 268 с.

5.                      Смаглій Г. Самоосвіта і науково-методична робота педагога. Харків. Навчально методичний центр підвищення кваліфікації працівників культуроосвітних закладів / Г. Смаглій. – Х.,2001. – 124 с.

6.                                              Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М., 2003. – 80 с.

7.                                              Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. – С. - П., 2000. – 146 с.

8.                      Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин - М., 1994. – 160 с.

 

В работе освещаются основные задачи педагогической практики сольфеджио и музыкальной литературы в контексте современных требований музыкальной педагогики, отмечается необходимость постоянного обновления традиционной системы музыкального образования, рассматриваются основные аспекты практической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая практика, комплексный подход, аспекты практической деятельности: учебно-методический, научно-поисковый и организационно-воспитательный.