Белозерова
Л.Г.
Харьковский
национальный университет радиоэлектроники, Украина
Здоровьеформирующие технологии
эстетической направленности для студентов вузов
Нынешнее поколение живет в такое время, где молодежь
может видеть сотни реклам о чем угодно, и так мало о здоровье, здоровом образе
жизни, а главное, что никто их этому не учит. Одной
из основных задач кафедр физического воспитания в вузе является формирование
жизненной активности студентов и понимания важности здорового образа жизни.
Нужно говорить и нужно донести до студентов, что быть
здоровым – это стильно. Для этого в учебном процессе особое место должно занимать
использование нестандартных, новых элементов различных физических упражнений [4]. Применение
преподавателем новых педагогических и психологических приемов в процессе учебы
способствуют не только усовершенствованию учебного процесса с учетом мотиваций,
потребностей, целей студентов, но и дает возможность для самореализации и
самоутверждения, достижения гармонии движения тела и понимания этой
необходимости [2]. Пробудить
интерес и привлечь студентов к систематическим занятиям физической культурой,
на наш взгляд, можно средствами эстетической направленности. Это музыка, танец, аэробика, пластика, гимнастика.
Музыка – вид искусства, художественным материалом
которого является звук, особым способом организованный во времени. Музыка
отражает действительность и воздействует на человека. Основными элементами и
выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, темп. Музыка является
хорошим средством воспитания художественного вкуса, она способна влиять на
настроение, на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него
учащается пульс, повышается давление, начинает думать быстрее.
В физическом воспитании эта связь использовалась в
методике обучения ритмике. В настоящее время это знание используется в
различных сферах двигательного воспитания, в танцах, в композиционных видах
спорта для управления процессом обучения.
Многие древнейшие учения содержат в себе различные
утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями: воздействие музыки на животных,
растения и человека. В древности выделяли три направления влияния музыки на
человека:
-
на духовную сущность;
-
на интеллект;
-
на физическое тело.
В средние века целебное
воздействие музыки было велико. Считалось, что музыка может усиливать радость,
успокаивать печаль, смягчать боль и даже изгонять болезни. Еще в XIX в. ученый
Догель установил, что под воздействием музыки меняется давление, частота сердечных
сокращений, ритм дыхания. Хирург академик Петровский использовал музыку во
время операций.
Известно, что звуки колокола, содержащие в себе
резонансные ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные
палочки, возбудителей желтухи и гриппа.
Музыкотерапия и сейчас одно из наиболее интересных и
малоизученных направлений в медицине.
Танец – древнейшая форма выражения чувств и эмоций. Как
форма общения танец появился в человеческом обществе раньше языка. Сила танца
способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в
отношении с окружающими, с собой и своим телом.
В начале XX в. американская
танцовщица Айседора Дункан отошла от классических канонов балетной школы и
начала ставить эксперименты в танцах [1]. Она считала, что
танец – это язык души. «Я открыла искусство танца – искусство, утраченное две
тысячи лет назад…», и это была правда.
В начале 30-х годов психотерапевты заметили, что состояние пациента
улучшается после занятий танцами. После Второй мировой войны танцевальная
терапия использовалась для физической реабилитации и стала рассматриваться как
альтернативная медицина.
В России танцевально-двигательная
терапия появилась официально в 1995 г. Движение лучше всего
выражает человеческое «Я», делая гибким тело, мы делаем гибкой душу. Спонтанное
движение точно передает эмоции, язык жестов может рассказать о человеке то, что
он пытается скрыть. Любое переживание ведет за собой напряжение отдельных групп мышц. Танец помогает освободиться от
зажимов, а снятие блоков позволяет энергии свободно проходить по телу. Когда мы
"проживаем" мощные отрицательные эмоции, они дают свободу психике, мы
разряжаемся от стрессов. Это искусственное очищения. Если мы не будем
выбрасывать отрицательную энергию, то в организме будут возникать застои.
Современный классический танец является основой основ для
всего искусства хореографии, а художественная гимнастика всегда была родственным для хореографического
искусства видом – она создавалась на его базе [3]. Именно в процессе занятий
хореографией, гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Поэтому, у
занимающихся хореографией гимнасток, формируется способность передавать
движения тела, эмоциональные состояния. При занятиях хореографией развиваются
гибкость, координация, прыжок, устойчивость, выворотность, осанка.
Хореографическая подготовка в гимнастике включает в себя
обучение элементам четырех танцевальных систем:
-
классической;
-
народно-характерной;
-
историко-бытовой;
-
современной [3].
Танец – это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь
терпение. Танец – это способ самовыражения и общения. Многолетняя практика работы
со студентами показывает, какими они приходят и какими становятся в процессе
занятий. Они становятся раскрепощеннее, свободнее в движениях, повышают
самооценку, учатся видеть ошибки и анализировать их. А участие в показательных
выступлениях и соревнованиях – это своеобразные тесты, справляясь с которыми
студенты каждый раз поднимаются на ступеньку выше и одерживают свою маленькую
победу.
Литература:
1. Айседора
Дункан – Москва, 1964.
2. Іваненко
Т. В. Можливості
ритмічної гімнастики у розвитку особистості / Т. В. Іваненко // Педагогіка,
психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту:
зб.наук.праць [за редакцією проф. C. C.
Єрмакова]. – Харків : ХДАДМ (ХХПІ), 2008. – № 6. – С. 99–104.
3. Карпенко
Л.А. Художественная гимнастика. Учебник. – М.: 2003.
4. Козіна Ж.Л.
Інтерактивні технології у формуванні здорового способу життя студентської молоді / Ж.Л. Козіна, М.В.Мурашко,
М.Г.Почерніна // Актуальні проблеми фізкультурної освіти: Матеріали IV
електронної наукової конференції (24 квітня 2008 р. м. Харків) /
Харк.нац.пед.ун-т ім.Г.С. Сковороди. – Харків: «ОВС», 2008. С. 41-44