Филологические науки/8. Родной язык и литература

 

К.филол.н. Балтымова М.Р.

Актюбинский государственный университет им.К.Жубанова, Казахстан

Некоторые аспекты исследования исторической прозы 

 

 В мировой литературе резкий поворот к «историческому направлению» характерен для первой четверти XIX века. Это время отмечено появлением популярных романов «отца исторического романа» В.Скотта. Стремление к поиску новых концепций исторического процесса является стержнем исторических произведений представителей советской литературы   А.Бестужева-Марлинского, А.С.Пушкина, М.Загоскина, И.Лажечникова, Н.В.Гоголя, А.Чапыгина, О.Форш, С.Сейфуллина, Д.Гулиа, М.Хуршилова, С.Айни,  Айбека,  Г.Ибрагимова, Н.Рыбака, Ст.Зорьяна, Б.Кербабаева, Е.Гамсахурдиа, Д.Демирчяна, А.Файзи, Н.Лордкипанидзе, А.Упита, Б.Рафикова, Н.Мусина, Р.Баимова и др.

В казахской литературе историческая тема зародилась вместе с жанром прозы. Первые исторические романы появились в начале ХХ века, т.е. признаки историзма имели место в романах М.Дулатова, С.Кобеева, С.Торайгырова, Ж.Аймауытова и других авторов, стоявших у истоков казахского романа. Эпопея М.Ауэзова «Путь Абая» возвысила жанр казахского исторического романа до уровня шедевра. Среди современных исторических романов можно выделить трилогию «Кочевники» известного писателя И.Есенберлина, характеризующуюся масштабностью охватываемого исторического времени, значимостью для нации воспроизводимых исторических событий и личностей, широтой использования фольклорных материалов.

С появлением исторических произведений проблемы исторических романов анализируются  в трудах литературоведов. Но поскольку историческое произведение в силу некоторых своих характеристик в определенной степени выпадает из общего ряда произведений, относимых к традиционному жанру, оно требует пристального анализа на предмет определения жанровой специфики и выявления поэтических особенностей. Кроме того, в конце ХХ столетия современный взгляд на известные факты и лица истории с деидеологизированной позиции, ситуация  свободы слова, открытие возможности писать о том, о чем раньше было не принято или запрещено позволили историческому роману, имеющий глубокие корни в национальных  литературах, обрести новые качества как в плане содержания, так и формы, что объясняется факторами общественно-политического и историко-литературного характера. Вместе с тем жанровая специфика исторического романа определена сочетанием нескольких жанровых тенденций, одна из которых при этом выступает в качестве доминирующей, формообразующей. Жанры и виды национальных исторических романов рассматривались почти во всех исследованиях по исторической прозе, в том числе Аветисяна З.В., Ахундова Я.И., Бигуы В.А., Каттабекова А.К., Мусина Ф.М., Толмачева Б.Я., Хамзина М.Х., Хасанова Р.Ф., Чумака В.Т., Елеукенова Ш., Бердибая Р., Сыдыкова Т., Алпысбаева К. и др., потому что «ведущими героями литературного процесса являются прежде всего жанры. Жанр это тип завершения целого произведения» [1, с.451].

Можно выделить следующие виды исторического романа: историко-революционный, историко-биографический, историко-публицистический, историко-этнографический, историко-бытовой, историко-хроникальный,  историко-социальный, историко-познавательный, историко-патриотический,  роман-хроника, роман-шежире, роман-легенда, роман-эпопея и др.  Основной смысловой стержень исторических романов это – патриотизм и героизм. Отличительная черта исторических романов это – их многогранность и разносторонность. Авторы исторических романов стараются описать историческую правду. Между тем взаимосвязь литературы и истории в историческом романе осуществляется в традиции преемственности. То есть автор исторического романа, работая с документами и историческим материалом, старается не искажать историческую правду и соблюдать требования художественности. «История развивается по вектору (стреле) времени. Направление её определено движением из прошлого в настоящее. Историк же смотрит на изучаемые тексты из настоящего в прошлое. Представлялось, что сущность цепочки событий не меняется от того, смотрим ли мы на них в направлении стрелы времени или с противоположной точки зрения. история представляет собой необратимый (неравновесный) процесс». А для писателя «синтагматическая направленность текста трансформирует событие, превращая его в нарративную структуру» [2]. Поэтому исследователи исторической прозы нередко приходят к выводу, что настоящую историю напишет не историк, а исторический романист. История, дошедшая до нас, есть лишь слово об истории, эти "слова" и  "идеи" необходимо связать в одну мысль, слить в единый поток. Увиденная таким образом история изначально мыслится организованной как художественный текст.

Применяя историко-генетический, системно-структурный, сопоставительно-типологический методы анализа, а также метод научной систематизации, можно выявить жанровое и поэтическое своеобразие исторического романа, определить специфику взаимосвязей между такими категориями как историзм и художественность, рассмотреть систему персонажей в процессе  превращения их из статуса исторического образа в художественный образ, детально проанализировать фольклорные мотивы и их поэтическое значение, рассмотреть образность языка со стороны стилистических требований, всесторонне раскрыть его художественное значение, рассмотреть художественные новации писателя в изображении исторических деятелей и определить синтез художественного воображения и исторической правды в изображении образов, определить мифологические и фольклорные элементы в структуре произведения, анализировать значение и важность использования писателем фольклорных мотивов, их художественную ценность, определить исторические факты, послужившие основой исторического произведения и определить своеобразие  художественного осмысления их, анализировать языковые средства, использованные писателем для воссоздания исторического колорита.

 При изучении исторического романа нужно определить события, повлиявшие на выбор писателем жанра исторического романа, изучить его опыт по собиранию, систематизации и использованию исторических фактов, отбору фольклорных материалов. А также выявить иноязычные слова, использованные писателем и анализировать их соответствия с событиями произведения, при этом можно определить конкретную хронологическую грань исторического события.

Исторические романы  с высокой степенью художественности раскрывают образ прошлого; создаются образы исторических деятелей, изображаются национальные характеры и национальная психология; так как фольклорные элементы отображают духовно-эстетические, моральные ценности народа, его познание мира, взгляд на жизнь; познавательно-дидактическое значение фольклорных образов в конечном итоге способствует более глубокому раскрытию художественных замыслов писателя. Сейчас в историческом романе доминирует авторская сосредоточенность на судьбе исторической личности, глубокий психологизм, усиление роли внутреннего монолога, субъективного повествования. Герой исторического романа, выступающий воплощением лучших черт национального характера, дает возможность романисту представить особенности изображаемой эпохи, ее ведущие тенденции и значительные события.

Литература:

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975. – 502 с.

2. Лотман Ю.М. «Изъявление господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе)» // www.humans.ru. – 05.02.2001