Философия / 1.
Философия литературы и искусства
Зайцева М.Л.
Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва
Синестезия и чувственное познание единства
мира
Синестезия играет важную роль в чувственном
познании мира за счет существенного обогащения ощущений человека.
Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное,
вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим
познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на
особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. Так, при
одновременном отсутствии зрения и слуха ребенок вообще не может развиваться как
личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида
ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его
как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди, слепые и
плохо видящие, часто астеничны, ипохондричны. Те же, кто не слышит или страдает
тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность.
Из-за некорректного отношения окружающих к ограниченным возможностям этих людей
познавать мир, у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности,
сочетающиеся с такими качествами как принципиальность, высокий уровень
нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Что касается
нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в
обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик – от полного
равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также
влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не
различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем
тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем,
кто страдает дальтонизмом.
Синестезия обладает такой особенностью как
индивидуальность, в отличие от других характеристик, не обязательна для каждого
человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Исследователи
отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой,
и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей
действительности не может не влиять на особенности личности.
Многие современные методы воздействия на
людей опираются на особенности их сенсомоторной организации. Однако не только
ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личности, имеет место
и обратный процесс. Это подтверждают исследования синестетических переживаний в
измененных (холотропных) состояниях сознания (ИСС). Они не связаны с органическими
психозами, вызванными повреждением центральной нервной системы, головного
мозга, нарушением кровообращения и острыми инфекции. Категорию ИСС Станислав
Гроф назвал «холотропные состояния сознания». Холотропные состояния
характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во
всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с
глубокими переменами в мыслительных процессах. Термин «холотропные» буквально
означает «ориентированные на целостность» или «движущиеся в направлении
целостности» (от греч. Holos - «целое» и trepein - «двигаться в направлении
чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в других состоянии сознания,
мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом
того, что мы есть в действительности.
Важным и характерным
аспектом холотропных состояний являются необычные изменения в чувственном
восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко
преображаются, а когда мы закрываем глаза, нас захлестывают образы из нашей
личной истории и из коллективного бессознательного. У нас могут возникать и
видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все
это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы
различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. В случаях глубокого
погружения в ИСС возможно синестетическое восприятие реальности. Человек,
переживающий синестезию, может ощущать цвет звука, вкус и запах цвета. Такой
эффект возможен при сенсорных перегрузках в измененных или холотропных
состояниях сознания, когда в холотропном процессе человек одновременно получает
интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать,
что в процессе синестезии все органы чувств человека превращаются в единый
орган чувств, который воспринимает целостную информацию о мире.
Для абстрактно-эстетических
переживаний, возникающих в холотропных состояниях сознания, характерен эффект
синестезии, т. е. распространения восприятия сенсорного сигнала на несколько
сенсорных зон. Импульсы, приходящие в одну сенсорную область, вызывают очень
ясную и отчетливую реакцию других чувств.
Открытия
аргентино-итальянского исследователя Хьюго Зукарелли распространили
холографическую модель на мир акустики. После тщательного изучения и анализа
механизмов, при помощи которых животные различных видов добиваются точной
идентификации источников звука, он пришел к заключению, что существующие модели
не учитывают важные характеристики человеческого акустического восприятия. Тот
факт, что люди могут локализовать источник звука, не двигая головой и не меняя
положения ушных раковин, доказывает, что механизмом, отвечающим за человеческие
возможности в этой области, является отсутствие различий в интенсивности
входного сигнала в правом и левом ухе. Люди, чей слух поврежден с одной
стороны, могут локализовать источник звука. Чтобы адекватно объяснить все
характеристики пространственного слуха, приходится постулировать, что
человеческое акустическое восприятие использует голографические принципы. Это
означает, что человеческое ухо является не только приемником, но и
передатчиком. Воспроизведя этот механизм при записи звука, Зукарелли развил
технологию холофонического звучания, позволяющую получить эффект синестезии.
Холофонические записи
обладают поразительными возможностями воспроизведения акустической реальности
со всеми ее пространственными характеристиками - до такой степени, что без
постоянного визуального контроля практически невозможно отличить записанное от
реальных событий трехмерного мира. Вдобавок, при прослушивании холофонической
записи событий, стимулирующих и другие чувства, может возникать синестезия, т.
е. соответствующее восприятие в других сенсорных зонах.
Опыт измененных состояний
сознания можно рассматривать как 1) когнитивное развитие, основывающееся на
абстрактном ре-комбинаторном символизме и 2) основной процесс, лежащий в
основании всего специфически человеческого познания.
В ИСС в каждый момент
возможны любые переходы из одного типа переживаний в другой. При этом поток
переживаний является некоей целостностью, которую невозможно описать дискретным
языком в виде строгой последовательности или четкой схемы. Отсюда следует, что
часть системы категорий, описывающих холотропный модус сознания и выделяющий
разные типы переживаний, носит условный характер. Эта система лишь помогает нам
разобраться в происходящем, она может применяться для интеграции холотропного
опыта в хилотропный модус сознания; но она отнюдь не является достоверным описанием
реальности холотропного опыта.
На этой стадии изучения
эстетических переживаний холотропного опыта мы можем говорить не о системе, а,
скорее, а мандале картографии внутреннего пространства. Мандала формально
является «рисунком в круге». Круг есть древнейший философский символ
целостности. Мандала – это индуистский термин для обозначения круга. Это – вид
янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы,
иногда соответствующей особому пророческому свойству, которой дается визуальное
выражение. Мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной
интерпретации. Ее основными составляющими являются геометрические фигуры, уравновешенные
и концентрические. Мандала картографии внутреннего пространства выражает новую
ступень эстетического понимания в целостности. Она формируется за счет
существенного обогащения ощущений человека в синестезийном акте чувственного познания
единства мира.