Рубаник Ю.И.

студент кафедры искусства эстрады, факультета художественного творчества, Белорусского государственного университета культуры и искусств

 

Рок как социокультурный феномен и явление музыкального искусства

Известно, что рок-музыка (англ. rock-music; от rock – качаться, раскачиваться, трястись и music – музыка) появилась в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «рок» произошёл как сокращённое от «рок-энд-ролл» («rock-and-roll»). С 1967 г., он стал употребляться в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкально-стилевого направления – рок-музыки.

Сегодня содержательное значение слова «рок» значительно шире – этот термин включает в себя более широкое понятие – рок-культура.

Как отмечает культуролог И. В. Смирнов «рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшей в Великобритании и США в 60-х гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающей нонконформистский пафос. <···> Ядро рок-культуры составляет контркультура. Поэтому рок — это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни» [7].

Известно, что именно молодёжь во все времена была наиболее восприимчива к новым направлениям в музыке. Подобное произошло и с роком, который был обозначен в социокультурном пространстве конфликтом «отцов и детей». Старшее поколение с большой опаской, и, более того, с открытой враждебностью относилось к рок-музыке (особенно в те времена, когда рок только зарождался). Молодёжь напротив, стремясь познать законы окружающего мира и самоутвердиться в нём, пыталась привнести в неё что-то принципиально новое, презентируя свои идеи, зачастую кардинально отличающиеся от идей своих родителей. Таким образом, рок изначально носил бунтарский характер, стремясь противопоставить себя окружающему миру, общепринятым моральным нормам и общественным устоям. И в этом смысле его можно отнести к  контркультуре.

Контркультура – термин, употребляющийся в литературе для обозначения «разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками» [8].

Таким образом, одной из составляющих молодёжной контркультуры явилась рок-культура.

Среди специалистов существует немало различных взглядов на содержательное значение термина «рок-культура». В частности, существует мнение, которое определяет рок явлением скорее социальным, нежели музыкальным. Вот что пишет Алексей Козлов в своей книге «Рок: истоки и развитие»: «Социологи, культурологи, историки, психологи и большинство музыковедов и критиков, то есть профессионалы, пришедшие «со стороны», склонны рассматривать рок, как явление сугубо социальное. Главное, чтобы была социальная острота, протест, вызов, и смелость, а есть ли за этим музыка, какова она по стилю и качеству, в общем-то не так важно. Позиция весьма удобная, так как она избавляет от необходимости вдаваться в специальный анализ музыкального материала, выводя на первый план содержание песен, имидж артистов, сценографию. Согласно такому подходу, под «рок» подпадают наиболее острые барды, эстрадные шоу-группы, некоторые панк-группы, самобытные, но беспомощные в музыкальном отношении, а то и просто ничего не умеющие делать любители, способные лишь на эпатаж» [4].

Иной взгляд на рок, как на особый вид музыкального искусства, исходит от самих музыкантов, которые по призванию исполняют именно рок-музыку. Здесь во главу угла ими ставится мастерство: виртуозная техника, ансамблевая сыгранность, вокальное искусство, мастерство импровизации, владение музыкальной формой и др. Отметим, что это мнение профессионалов, посвятивших свою жизнь изучению и исполнению музыки.

Относительно рок-музыки можно привести определение, которое дал ей журнал “Роллинг стоунз” в первой половине 1960-х гг.: «Рок — это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодежной революции».

Практическим воплощением художественных ценностей рок-музыки стали грандиозные (до 0,5 млн. зрителей) музыкальные фестивали (Монтре Montreux 1967г., Вудсток Woodstock 1969г.), рок-концерты, которые впоследствии приобрели для представителей рок-культуры культовое значение. Огромное скопление зрителей на больших рок-фестивалях придаёт им особый колорит: люди знакомятся, общаются, обмениваются информацией, вместе музицируют – всё это позволяет им почувствовать некое духовное единство, совместно преодолеть враждебность окружающего их общества.

Также следует отметить, что огромная роль на рок-концертах отводится невербальным формам общения. Активизировать это общение призван художественный синтетизм рок-музыки. На рок-концертах слиты воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен в первую очередь на подсознание слушателей, на вызов новых ощущений и реакций, связанных с восприятием рок-музыки. По словам Т. В. Пушкарёвой «синтетизм рока способствует тому, что эмоции моделируются в единстве двух признаков: чувственной окраски и физических ощущений. «Синестезия» — межчувств, восприятие — следствие культурного синтетизма рока» [7].

Одним из главных принципов рок-фестивалей и рок-концертов является хэппенинг. Хеппенинг (англ. happening – случающееся, происходящее) – разновидность акционизма. Он развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют  не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. Именно в нём реализуется декларируемый контркультурой пафос живого общения внутри рок-сообщества. Этому служит и практика самодеятельного музицирования, широко распространённая среди поклонников рок-музыки.

Таким образом, рок-музыка как социокультурный феномен позиционирует себя в обществе в качестве формы художественной культуры, выражающей интересы и взгляды тех или иных молодёжных течений.

Стилевую основу рок-музыки как явления музыкального искусства составили ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и кантри-энд-вестерн.

Ритм-энд-блюз (англ. rhythm and blues) — вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х годов, трактуемый искусствоведами как синтез вокально-ориентированного «черного блюза» и свинга. Свинг (англ. swing – качание, взмах) – выразительное средство в джазе, с характерным типом пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Термином «свинг» исследователи также называют стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

Характерными чертами ритм-энд-блюза являются оригинальная ритмическая основа – акцент на слабые доли такта (вторую и четвёртую), блюзовый двенадцатитакт, приём «стоп-тайм» (когда весь оркестр, исполнив первую ноту такта, делал двухтактовую паузу, во время которой продолжал петь или играть только солист). Ритм-энд-блюз является одной из важнейших составляющих рок-музыки.

Рок-н-ролл (англ. rock; roll — крутиться, кататься, вертеться, вращаться) — жанр вокально-инструментальной музыки, в дальнейшем стиль популярной музыки, возникший в результате синтеза ритм-энд-блюза с «хилбилли» (сельский американский фольклор). Возник рок-н-ролл в 50-х годах ХХ века и является наиболее ранней формой презентации рок-музыки в обществе.

Этот стиль имеет ряд характерных признаков: оригинальный ритмоинтонационный комплекс, заимствованный из англосаксонского и негритянского фольклора (оказал большое влияние на вокально-танцевальную музыку, явившись одной из основ поп-музыки), блюзовый двенадцатитакт, техника риффов (многократно повторяемые мелодико-ритмические обороты), краткие мелодические фразы, экспрессивный характер исполнения, элементарный литературный текст и ярко выраженная танцевальная основа.

Кантри-энд-вестерн (англ. country — сельский, деревенский; western – западный) – стилевое направление, развившееся из традиционного песенно-инструментального творчества белого населения юго-восточных и западных районов США. Сложившись в начале XX века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских иммигрантов, этот стиль использует элементы блюза, упрощенного джаза и европейской польки. Для кантри-энд-вестерн в целом типичны простота мелодических и гармонических структур, инструментальное звучание, в котором большую роль играют банджо, скрипка, акустические гитары, губная гармошка. Тексты — преимущественно лирического, шуточного или патриотического содержания. В современных формах кантри-энд-вестерн интенсивно ассимилируются элементы современного ритм-энд-блюза и рок-музыки.

Характерными, «классическими» признаками рок-музыки можно назвать: 1) доминирование ритма – чёткой ритмической пульсации, которую, как правило, подчёркивают электрогитары (соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара) и ударные инструменты; 2) широко используемую в музыкальной практике технику риффов, 3) надрывно-исступлённый вокал, яркие мелодические линии; 4) экспрессивный характер исполнения.

Приведём несколько примеров:

а) басовые линии, которые характерны для рок-н-ролла:

 

 

б) гитарный рифф группы «Deep Purple» из композиции «Smoke on the Water»:

в) гитарный рифф группы «Nirvana» из композиции «Smells Like Teen Spirit»:

г) ритмический рисунок ударных инструментов группы «Iron Maiden» из композиции «Fortunes of War»:

д) ритмический рисунок ударных инструментов группы «Muse» из композиции «New Born»:

Рок-музыка как феномен музыкального искусства имеет свою специфику, одним из важнейших слагаемых которой является вербальный текст. Рок-текстам свойственны социальная актуальность, политическая заостренность, направленность на реальные проблемы повседневной жизни, четко выраженное отношение автора к происходящему в современном ему социуме.

Отмечая тот факт, что, в связи с большим количеством направлений, сегодня сложно классифицировать рок-музыку по стилям, приведём мнение Алексея Козлова: «с появлением новых течений и понятий все старое обычно  переосмысливается. То, что считалось в начале 60-х годов пошлым продуктом масс-культуры (как, например, было с группой "Beatles"), признано сейчас классикой рок-музыки, принимавшееся другими за рок-музыку в конце 70-х (например, ансамбли «ABBA» и «Boney M»), оказалось лишь доброкачественным  продуктом коммерческого европейского диско-бизнеса. Поэтому любые дефиниции и музыковедческие постулаты, относящиеся к данной сфере музыки, подчас носят временный характер. Границы между разновидностями рок-музыки можно проводить лишь условно, так как деятельность многих групп несет в себе черты смежных направлений. Так, нередко сливаются классик-рок (Classic  Rock) и арт-рок (Art Rock), джаз-рок (Jazz Rock) и фьюжн  (Fusion), электроник-рок (Electronic Rock) и электро-поп (Electro Рoр), кантри (Country) и рокабилли (Rockabilly), соул (Soul) и фанк (Funk), фанк и диско (Disco), ритм-энд-блюз (Rhythm and Blues) и блюз-рок (Blues Rock), хард-рок (Hard Rock) и хэви-метал (Heavy Metal), рок-опера (Rock Орera) и мюзикл (Musiсаl)» [4].

Однако это взаимодействие наблюдается лишь в пограничных, смежных областях рок-музыки, в сердцевине каждого из направлений можно выделить типичные  музыкальные черты, проявляющиеся в творчестве наиболее ярких его представителей (напр. джаз-рок ­­­– Майлз Дэвис, «Blood Sweat And Tears», «Weather Report»; арт-рок – «King Crimson», «Gentle Giant»; фолк-рок – «Byrds», «Buffalo Springfield», Боб Дилан; хард-рок – «Led Zeppelin», «Deep Purple»; панк-рок – «Sex Pistols», «Generation X»; гранж – «Nirvana», «Alice in Chains»).

Таким образом, в соответствии с различными аспектами презентации рока в обществе — как социокультурного феномена и как музыкально-стилевого направления можем отметить:

1) рок как социокультурный феномен есть форма художественной культуры, соответствующая, как правило, социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений и отражающая реальные проблемы их существования.

2) рок как разновидность музыки есть совокупность музыкальных стилей, для которых характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализация (рок-шоу), пластика, интерактивность (участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций), а также высокий уровень психологизации и физиологизации действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.                       Паскаль, Дж. Иллюстрированная история рок-музыки / Дж. Паскаль – Лондон, 1978. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/SONGS/ABOUT/pascall.txt. – Дата доступа: 17.04.2007.

2.                       Усманов, О. Герои рок-н-ролла / О. Усманов  – М., 2004. – 288с.

3.                       Толстобров Н. Рок-н-ролл в США / Н. Толстобров  – М., 1998. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://fox.ivlim.ru/showarticle.asp?id=3047. – Дата доступа: 16.04.2007.

4.                       Козлов А. С. Рок: истоки и развитие / А. С. Козлов– М., 1998. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/kozlov/chapt_01.htm. – Дата доступа: 17.04.2007.

5.                       Меньшиков В.К. Энциклопедия рок-музыки / В. К. Меньшиков – Ташкент, 1992. – 368с.

6.                       Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия / О. К. Королёв  – М., 2006. – 168с.

7.                       Культурология XX век: Энциклопедия в двух томах / Сост. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt098.htm. – Дата доступа: 17.04.2007.

8.                       http://justit.ru/encyclop/0/0/5428. – Дата доступа: 16.04.2007.

9.                       Шостак Г. В. Массовые музыкальные жанры ХХ века в системе музыкально-эстетического воспитания: Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов / Г. В. Шостак – Брест, 2002.