Жаксылыкова К.
Утегенова Б.М.
КазНТУ имени К.И.Сатпаева
Казахстан
АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Аксиологический метапринцип вытекает из аксиологии как философского
учения о ценностях. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений и
процессов определяют сущность и профессионально-педагогического образования.
Рассматривая основы аксиологической концепции личностного развития будущего
педагога, мы выделили важнейшую составляющую этого процесса – воспитание
студентов как процесс усвоения ценностей. Главные направления которой основные
составляющие аксиологическое воспитание современного учителя:
1. Ценностная система учителя (интериоризация ценностей: совесть, долг,
свобода, добро, красота, земля, семья, мир, природа, труд, патриотизм,
гуманизм, общность);
2. Педагогические условия:
- цель воспитания: создание
личности педагога - профессионала, для которого высшей ценностью является
человек;
- принципы: концептуальные (гуманизации,
вариативности, открытости), общепедагогические (активности, сознательности,
систематичности), частнопедагогические (реалистичности, непрерывности,
дифференциации), самовоспитания (активности, креативности, сотрудничества);
-направления: формирование
духовных идеалов, приумножение духовных ценностей, духовное саморазвитие,
участие в творческом процессе, создание воспитывающей среды;
- технологии: диалоговые
(беседа, диспут, диллема), Имитационные
(игра, психодрама, тренинг) креативные (проблемные, импровизационные формы, КТД,
проектирование);
3. Педагогический идеал:
- Духовность учителя
(овладение богатствами культуры, развитость эмоционально-чувственной сферы,
опыт нравственного поведения);
4. Результат:
- Личность, обладающая высоким
уровнем общей профессиональной, личной культуры, ядром которой является ценность
личности.
Модель базовой культуры личности
учителя составляют ценностные смыслы:
Система знаний о человеке, природе
и обществе |
Методология профессиональной
деятельности |
Ценностные ориентации педагога |
Активность личности |
Для реализации идей базовой ценностной
культуры учителя в вузовском процессе необходимо решать следующие задачи:
а) создание условий для максимального
освоения духовных ценностей, накопленных отечественной и так и общечеловеческой
культурой;
б) оказание помощи будущему учителю в
раскрытии его внутреннего потенциала, самореализации;
в) стимулирование рефлексии
студента для выработки индивидуального
стиля поведения;
г) выделение и предъявление студентам
ценностей социокультурной сферы, личного и национального достоинства,
общекультурной и профессиональной компетентности,
д) обеспечение эмоциональных
переживаний радости жизни, уверенности в собственных силах.
Духовные ценности являются средством
выражения социальной зрелости человека. Духовную аксиосферу учителя можно
представить как экзистенциальную,
нравственную, политическую, эстетическую, и художественную смыслообразующую,
каждая из которых занимает в иерархии ценностей определенное место. Если
представить «пирамиду» духовных ценностей, то особое место занимает в ней
понимание природы смысла жизни в духовной жизни учителя. Смысл жизни фиксирует
духовное ядро самосознания личности, является осью убеждений человека. Именно
ему подчинены все другие жизненные цели. В этом смысле гуманизм учителя
направлен не только на профессиональные и коммуникативные характеристики
педагогической деятельности, но и результаты целостного педагогического
процесса. Мотив деятельности современного педагога может рассматриваться как
особое отношение к жизни и здоровью воспитанников, как духовное воспроизводство
социального потенциала личности. Смысл жизни учителя, безусловно, связан с
самореализацией его личности, которое включает творческие, коммуникативные,
этические, эмоциональные и другие аспекты.
Способность педагога принимать решения формируется в ходе различных
педагогических ситуаций. Готовность к принятию решений одухотворяется смыслом
жизни. Еще одним значимым инструментом
одухотворения педагогического процесса является совесть педагога, которая
требует высочайшей внутренней силы и постоянной работы над собой. И.А. Ильин
определял совесть, как начало «нравственной гениальности в человеке».
Рассмотрим другие составляющие духовной сферы учителя. Внимание –
аксиологический ориентир, обеспечивающий безопасность, надежность личности,
позволяющий замечать малейшие ростки изменений в человеке, его духовные порывы
и многое другое. Творчество как ценность – особый род деятельности, в
условиях которого рождается нечто новое, область мастерства и искусства Нравственные
ценности как импульс внутренней духовной мотивации педагога выражает
систему отношений к миру и себе.
Аксиосфера современного учителя – это
уникальное духовное образование, включающее ценностные ориентации,
обеспечивающие самосохранение человека в пространстве и во времени.
Моделирование такой системы – это диагностический и прогностический процесс,
который имеет духовное наполнение и целенаправленно влияет на развитие
самобытности, внутренней глубины личности и многогранность проявлений педагога.
Развитие аксиосферы современного
учителя имеет принципиальное значение для становления личностно-креативной
педагогической культуры. Прежде всего,
аксиосфера помогает точно выполнить целеполагание и проектирование
деятельности, определить приоритеты и критерии педагогического труда. Структура
ценностных ориентаций современного учителя включает три подсистемы:
Когнитивная |
Эмоциональная |
Деятельностная |
Ценностные представления человека |
Устойчивые чувства человека к
объектам |
Предрасположенность к определенному
типу социального поведения |
Знания о предметах, явлениях,
процессах, мировоззрение, представление и себе |
Эмоционально-ценностное отношение к
миру, своим связям, чувствам, оценивание |
Способы и приемы взаимодействия,
пути достижения жизненных планов |
Когнитивный компонент – своеобразное
поле, которое характеризует особенности взаимоотношений в образовательной
сфере, специфику работы учителя, предметное содержание обучения. Знание
различных педагогических теорий и концепций позволяют педагогу ориентироваться
в профессиональной деятельности.
Эмоциональная подсистема представляет
собой механизм регулирования педагогической деятельности (эмпатия,
положительные эмоции, интерес и внимание к другим и др.). Альтруистические,
эстетические, гедонистические, гностические, праксические, коммуникативные
эмоции составляют суть рассматриваемого компонента.
Ценность деятельности зависит от
многих составляющих: социальная престижность работы, реализация способностей
личности, возможности самовыражения, реализация творческого потенциала. В
структуре педагогической деятельности можно выделить целеполагание, организацию
и осуществление деятельности, контроль.
Таким образом, для формирования
аксиосферы будущего учителя необходима специальная деятельность по формированию
ценностных ориентаций педагогов, необходима адресная
образовательно-воспитательная программа формирования аксиологических качеств
личности педагогов. Среди позиций, целенаправленно влияющих на аксиосферу,
наиболее значимыми оказались культурная среда, специальное образование,
коммуникативный опыт, самовоспитание, развитие моральных норм в образовании.