Голованова Ю.С.
Волгоградский государственный педагогический университет (ВГПУ)
Сущностные
характеристики профессиональной компетентности будущего режиссера-педагога.
В настоящее время в российском образовании происходят крупные
изменения: модернизируется сама система образования, новые требования
предъявляются к личной и профессиональной деятельности педагога. Ведущее
значение в формировании образа
специалиста отводится основным
составляющим духовности личности, обогащенным новыми аксиологическими приоритетами
действующей гуманистической парадигмы. Театральная педагогика изначально базируется в направлении
личностно-смысловой сущности студента, его интересов, чувств, собственных
идеалов, желаний, а не только знаний.
Поэтому
профессиональная компетентность будущего режиссера-педагога в нашем
исследовании рассматривается с позиций аксиологического подхода и
понимается как ценностное отношение к профессии. Данное личностное образование
во многом определяет сущность личности режиссера-педагога, его направленность,
содержание его духовно-практической деятельности.
Выделение функций профессиональной
компетентности будущего режиссера-педагога рассматривается нами как одна из
ступеней в познании этого сложного личностного образования.
Исходя из учета специфики
режиссерско-педагогической деятельности, а
также, основываясь на
исследовании Л.П. Разбегаевой о функциях ценностных отношений, мы предположили,
что в структуре личности режиссера-педагога
профессиональная компетентность выполняет следующие функции:
Ориентационную,
реализующуюся через профессиональные знания, базирующиеся на
нравственно-этическом императиве. Профессиональные знания выступают здесь на уровне нравственных оценок и всецело
подчинены этическим принципам. Они ориентируют личность в профессиональной
деятельности, объясняют ее значимость,
важность и степень влияния на социум. Профессиональные знания, а также фиксация
овладения ими позволяют определить «ценностный статус»
режиссерско-педагогической деятельности.
Рефлексивную
функцию, обеспечивающую развитие осознанности личностной и общечеловеческой
значимости профессиональной деятельности
режиссера-педагога, наполняющую единым смыслом направление его
творческо-педагогической деятельности.
Преобразующую
функцию, которая посредством работы с актерами(студентами) и создания сценического произведения позволяет творчески преобразовывать действительность,
актуализируя ценностные аспекты профессиональной деятельности
режиссера-педагога.
На основе
определения функций данной деятельности в структуре профессиональной компетентности
будущего режиссера-педагога были выделены следующие компоненты: когнитивно-этический,
личностно-мотивационный, деятельностно-креативный.
Когнитивно–этический компонент состоит из
совокупности профессиональных знаний, выступающих на уровне нравственных оценок и
всецело подчиненных принципам
театральной этики, а также фиксации результата овладения этими знаниями, как ценности. Знания о профессии как о
ценности выступают на уровне
представлений (ценность - не ценность), понятий и идей(1). Структура знаний о
режиссерско-педагогической деятельности
как ценности может быть представлена следующем образом:
- знание о
ценностях;
- знание о компонентах режиссерско-педагогической
деятельности, как ценностей;
- знание о роли ценностей
режиссерско-педагогической деятельности
в обществе.
В качестве структурообразующего элемента
знаний о профессии режиссера-педагога как ценности рассматриваются знания о
составляющих данной профессии. Содержание
данных составляющих базируется на
материале системы Станиславского, а также на познавательном интересе, позволяющем
создать необходимую базу знаний для успешного овладения профессией режиссера-педагога, раскрывается через соответствующие им идеи.
- идея ценности
коллективного творчества;
- идея ценности этических норм, необходимых для коллективного творчества.
Этические
принципы, реализуемые в процессе
режиссерско-педагогической
деятельности, являются
своеобразными творческими установками, обеспечивающими воспитание
личности актера (студента). Поэтому данный компонент предполагает наличие
профессиональных знаний на уровне нравственных оценок. Базисом профессиональных знаний режиссера-педагога должен быть нравственно-этический императив
еще и в связи с тем, что в процессе своей профессиональной деятельности режиссер-педагог осуществляет контроль
над системой нравственных оценок и смысловых акцентов спектакля. Когнитивно-этический
компонент реализует ориентационную функцию.
Содержание личностно-мотивационного компонента
представляет собой совокупность устойчивых мотивов, регулирующих деятельность
режиссера-педагога, способствующих
осознанию им личностной и общественной значимости своей деятельности. К
ведущим мотивам режиссерско-педагогической деятельности мы относим:
- мотив творческого самовыражения позволяет
человеку удовлетворить такие социально-ценностные потребности как:
востребованность таланта, потребность в высказывании, реализуемая через
постановку определенной пьесы;
- мотив самореализации дает
возможность самовыражения, воплощение своей творческой мечты в
постановке того или иного произведения ;
- познавательные мотивы проявляются в
познание какого-то объекта реальной действительности, подхода, художественного
приема.;
- игровые мотивы «отвечают» за энергетику,
энтузиазм, азарт, веру и убедительность в деятельности режиссера-педагога,
определяются психофизической природой человека;
- художественно –
эстетические мотивы (творческое воплощения определенного замысла,
художественной идее);
- мотив профессиональной
ориентации (осознание значимости профессиональной деятельности).
Данный компонент реализует рефлексивную
функцию.
Креативно-деятельностный
компонент реализуется в сознательной трансляции ценностей посредством
творческой педагогической деятельности
Профессиональное развитие и становление
личности происходит в процессе ее
активной творческой деятельности. Поэтому деятельность режиссера-педагога
рассматривается нами как педагогический процесс, имеющий определенную
специфику и приводящий к созданию нового, а креативность - как потенциал,
внутренний ресурс человека, своеобразное
отношение к миру, в некотором смысле
противостоящее познавательному отношению.
Для профессии режиссер-педагог творческая
направленность личности, способность мыслить креативно является одним из
необходимых условий профессиональной пригодности. Несмотря на то, что
режиссерско-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна и многофункциональна,
творческая деятельность режиссера-педагога, прежде всего, выражается в создании
им гармоничного целостного сценического произведения. Компетентный режиссер-педагог не сможет являться таковым, не обладая талантами и
навыками постановочной деятельности, среди которых особо можно выделить: умения
и навыки в создании замысла постановки, творческой организации репетиционного
процесса, умение воспользоваться арсеналом выразительных средств, умение верно
подобрать жанровое решение спектакля, перевести литературный текст пьесы в
образную форму, а язык эмоций и чувств на язык действий. Кроме того, большое
значение в деятельности режиссера имеет общение, которое позволяет задумываться
художника театра , о своем
предназначении в этом мире, питает вдохновение творческого человека, ибо
переживая, перерабатывая, полученную информацию режиссер-педагог заново
воспроизводит ее в образной форме в своих творческих сценических работах. Таким образом,
учебно-познавательная деятельность, которая носит творческий характер, будет
пониматься нами как ценностно-смысловая коммуникация. Она понимается нами как многомерное (многоуровневое,
разнонаправленное) смысловое диалогическое общение в аксиологической среде
режиссерско-педагогического образования
с целью приобщения ученика к универсальным
гуманистическим ценностям, а также специфическим ценностям мирового театра и
педагогической науки.
В процессе ценностно-смысловой
коммуникации будущих
режиссеров-педагогов кроме традиционных коммуникационных каналов используются
особые художественные коммуникационные каналы, возникшие в сфере искусства:
музыка и танец (производные невербального канала); поэзия и риторика
(производные вербального канала); средства театра – синтетического вида
искусства, объединяющего вербальные и невербальные средства; графика и живопись
(производные иконического канала);
скульптура и архитектура (производные символьного коммуникационного
канала), благодаря которым диалог культур становится для студента более близким
и понятным. Креативно-деятельностный компонент реализует преобразующую функцию.
Совокупность данных компонентов и составляет сущность
профессиональной компетентности будущих режиссеров-педагогов. Такая структура
профессиональной компетентности будущих
режиссеров-педагогов, на наш взгляд, является оптимальной и поддается
педагогическому формированию.
Литература:
1. Разбегаева Л.П.
Ценностные основания гуманитарного образования: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. с.194)