Хасанов Р.Ф.,
Бирская государственная
социально-педагогическая
академия, Республика Башкортостан
Личность и характер
в романе Булата Рафикова «Карасакал»
В
содержательной структуре романа Б.Рафикова «Карасакал» наряду с внешне-событийными (конкретно-историческими)
конфликтами важное значение имеет изображение
нравственно-психологических, внутренних конфликтов, связанных с судьбой,
личностью легендарного героя, именем которого назван роман. Это позволяет
автору ставить вопросы общечеловеческого плана, о роли личности истории, ее ответственности за судьбу народа
и т.п.
Допуская
некоторую долю условности, можно сказать, что в романе показан конфликт между
личностью и характером, которые соотносятся как внутреннее и внешнее, частное и
общественное в человеке. Характер, как мы знаем, это есть те черты, свойства
человека, которые являются производными от обстоятельств, формируются под
влиянием внешней среды, в общении с окружающим миром, то есть это нечто
приобретенное им, «привнесенное» извне. В одинаковых исторических условиях
могут быть сформированы близкие по типу характеры. Например, в романе
«Карасакал» это Бэпэнэй-абыз,
Кильмак-абыз, Булаттимер, Мандар, Карасакал. Они – герои своего времени. Их
объединяет боевое искусство, патриотизм, бесстрашие, ненависть к угнетению,
готовность к самопожертвованию ради общего дела, физическая и духовная сила.
Как и подобает писателю-реалисту, Б.Рафиков показывает, что эти и другие их
качества определены самой эпохой, временем противостояния башкирского народа колонизаторской
политике царизма.
Однако
потенциал личности человека не исчерпывается лишь качествами, выработанными под
влиянием внешних факторов, то есть
личность – это не только характер, а нечто большее. Она включает в свою
«орбиту» и черты характера человека, но в большей мере его природные,
заложенные изначально свойства и качества, которые при наличии соответствующих
условий могут получить гармоничное развитие. Если нет этих условий, то человек
вынужден подавлять в себе этот природный дар, следствием чего является «разлад
души», недовольство самим собой и окружающим миром, комплекс нереализованных
возможностей.
Главный герой романа «Карасакал» оказывается именно в таких обстоятельствах, находится в той ситуации,
когда, говоря словами Гегеля, имеет место разлад между поэзией сердца и
противостоящей ей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств [1].
Иначе говоря, Карасакал под влиянием
внешних сил, обстоятельств вынужден жить другой жизнью, подавлять в себе
природное, естественное, данное богом, то есть
свою личностную субстанцию.
Уже в начале романа автор сообщает, что его имя «Минлегол» означает
раб божий с родимым пятном, и тем самым дает понять, что его предназначение в другом, нежели быть воином, и что
его оружием должно быть не меч, а слово, книга, молитва. Его мать, сердцем чуя
природные задатки сына, стремилась развить в нем духовное начало, воспитать
любовь к природе, знаниям, книгам,
песням. Выстраивая концепцию героя, автор подчеркивает многогранность
его личности, его природный дар. Еще в подростке Минлеголе автор выделяет его
способность к языкам, смекалку, старание, упорство, восприимчивость к
окружающему, мелодичный, звонкий голос. Не случайно, что сам герой находится в
некоторой растерянности насчет своего будущего, своего предназначения,
колеблется в выборе пути. Он не уверен,
что рожден «для поля брани и ратной славы», хотя его отец желает воспитать сына
как воина.
Ситуация
в романе несколько напоминает повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ней
безропотная, любящая мать Остапа и Андрия пытается удержать сыновей-бурсаков в
мирной жизни, уберечь от войны, от гибели, но воинственный и неугомонный Тарас
уводит их в Запорожскую Сечь, в военизированное
образование. Для него козак, это, прежде всего, воин. У Б.Рафикова
своего рода Тарасом является отец Минлегола Ниязгол, который «рассказывал и
предания о подвигах батыров, и о том, как воевал сам» и сына тоже хотел видеть
продолжателем своего дела. Ниязгол пытается учить его военному делу, но,
замечая, как сын отводит взгляд, когда режут скот, как заслушивается песней, с
каким восторгом на лице любуется плывущими по небу облаками, Ниязгол
отмахивается от него: «Тебе надо дома сидеть, накинув на голову платок, а не
полем скакать, не саблей махать!».
Мать, а в дальнейшем и отец Минлегола видят в
нем человека с тонким душевным складом, эмоционального, восприимчивого,
впечатлительного и наблюдательного. В романе немало и других лиц, которые тоже
уверены, что у Минлегола другая стезя, чем поле брани. Его друзья по медресе
говорят, что «его ремесло – книги да бумага»; глава юрматинцев Бэпэнэй-абыз
вручает ему не боевое оружие, а книгу, а аксакалы рода, например, юзбаши Салих,
- заветную шкатулку, в которой хранятся ценные документы, ярлык Ивана Грозного
на право владения башкирами своими землями; жена Минлегола Кышбика говорит ему:
«Почему тебе не остаться самим собой?» [2, с.136], имея в
виду его тягу к книгам, учению, языкам; о том же дочь Рахимбика: «Отца называют
хаджи и хафизом! Он же мулла, а не воин!» (с.248). Он совершает хадж, и при этом в пути ему несколько раз
приходится обращаться с больными. «Тебе надо врачевать, ты умеешь внушать, это
дар всевышнего» (с.170),- в один голос
говорят Минлеголу его попутчики.
Но
роковое стечение обстоятельств, жестокое время мешают ему остаться самим собой,
заставляют изменить своему истинному предназначению быть
ученым-муллой, врачевателем, целителем, поневоле стать своего рода «перекати-поле», страдать
от осознания ложности своего положения, испытывать угрызения совести, терпеть
душевные муки.
Прибегая
к несобственно-прямой речи, автор передает чувства, внутреннее состояние героя
в такие минуты: «Будь проклято это жестокое время!
Были же другие времена, когда адамовы дети пасли стада, сеяли хлеб, нянчили детей и не надо было им убивать себе подобных, чтобы
выжить самим! Неужели все злоключения дожидались появления на свет Карасакала?
Не исполнились его юношеские мечты жить дома в Юрматах, учить детей уму-разуму
в долине Хэлэука, растить своих детей и никуда не спешить, ни о чем не
тревожиться. Он сменил имя, чтобы отстали идущие по пятам несчастья, из
Минлегола стал Карасакалом, но не удалось ему обмануть судьбу. Так пусть же все
проклятия жизни и громы небесные обрушатся на это время, которое гонит человека
по земле, как перекати-поле!» (с.142).
Еще
в молодости царские сатрапы вырвали у него ноздри, потом отрезали ухо, мизинец.
«Сколько раз надеялся вернуться в свой аул, учить в медресе! Не вышло.
Заставили взяться за оружие. Потому и воюю» (с.285), говорит он с сожалением. И
теперь у него лютая ненависть к карателям, он уже не мечтает о шакирдах, о
медресе… «Он хочет мстить тем, кто дважды обрек его на рабство» (с. 158). Так в
личную жизнь героя жестоко вмешиваются рок и обстоятельства, формируя те
качества его характера, которые идут вразрез его
природной сути. Он вынужден взять в руки меч и
лук, чтобы не стать рабом, выйти на поле брани и мстить, проливать свою
и чужую кровь. И, хотя делает он это как настоящий воин, но вовсе не от
внутренней потребности, а вопреки этому. Внутренний голос говорит ему, что он
живет двойной жизнью, играет чужую роль, что поддался обстоятельствам,
согласился принять имя хана Султангарея, и что все это носит обреченный
характер. Второе «я» героя виден в его
снах, в которых к нему всегда является священное животное – белая верблюдица,
которая пытается поставить его на путь истинный, «хватала его за плечи, тыкала мордой в спину, чтобы он шел туда, куда хотелось ей»
(с.441).
Показу сложности судьбы и противоречивости характера героя
служит тема падения, пропасти, которая
проходит лейтмотивом в романе. Еще в начале читатель видит подростка Минлегола,
висящего над пропастью, а в конце романа также читаем: «Он летит в пропасть! И
никуда ему не деться от этого ощущения падения после всего, что свалилось ему
на голову» (с.473). Мотивы падения и взлета (возвышения) как нельзя лучше
характеризуют Карасакала, то решительного, то сомневающегося и колеблющегося.
Герой, мысленно возвращаясь ко всему пережитому, пытается понять, когда же
началось это падение: с детства, с боев у реки Кызыл, с момента объявления его
ханом?.. В любом случае автор не дает ему окончательно упасть, «сорваться» в
пропасть, не приводит к окончательному краху, а подводит к тому, что определено
ему самой судьбой. В финале романа, всеми покинутый и побежденный, он
склоняется над Кораном, хочет «чем-то иным быть полезным своему народу». Такова
развязка в судьбе того Карасакала, о котором шла речь в романе, но одновременно
это и завязка в жизни героя, вступающего в новую полосу.
В
образе главного героя писатель прослеживает трагическую судьбу передового
человека своего времени, не сумевшего полностью реализовать потенциальные
возможности своей личности, долгие годы находиться на чужбине, когда на его
родине шла борьба и на него возлагались большие
надежды.
Примечания
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.14. М., 1938.-
С.273.
2. Рафиков Б.З. Карасакал.- Уфа: Китап, 2001.- 480 с. (В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы).