К.ф.н., Сарматин Е.С.

Волгоградский филиал Международного института управления, г. Волгоград, Российская Федерация

Ваххабизм как фактор террористической угрозы в современной России

Политическая практика последних лет демонстрирует появление на политической авансцене радикальных группировок исламского толка, среди которых в первую голову следует выделить ваххабизм.

Ваххабиты абсолютизируют такие понятия, как «неверие» и «многобожие». Они провозглашают строгое единобожие, то есть единственность аллаха. Это – главное положение ваххабизма. «Неверными» же в ваххабитской литературе объясняются иудеи и христиане, а также мусульмане, совершавшие, по оценке ваххабитов, малейшее отступление от единобожия (вероотступничество»).[1]

«Неверными» объявляются последователи всех без исключения идеологических течений. По оценке ваххабитов, «неверием» является реализация любой формы социально-политического устройства, если оно полностью не базируется на шариате. «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность.

Ваххабиты приписывают себе абсолютную непогрешимость в вопросах единобожия и изурпируют право суда и санкций в отношении «неверных». Они обосновывают это тем, что именно ваххабиты следуют истинному единобожию, поэтому часто называют себя салафитами (от салаф – «предки», «предшественники»), т.е. теми, кто следует тому, чему следовал пророк и первые три поколения мусульман - сподвижники пророка, те, кто следовал за ними, и последователи тех, кто следовал за сподвижниками пророка, «праведными предками» (ас-салар ас-салихун).

Ваххабиты утверждают, что главным свидетельством единобожия человека является абсолютное подчинение ваххабитской группировке и враждебность ко всем неваххабитам. Принадлежность к ваххабитской группировке устанавливается принятием идентификационных признаков – особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреют бороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т.п.). Но главное – мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие «ненавистью и враждой» к «неверным». Главная санкция в отношении всех «неверных» - лишение их жизни. Убийство «неверных» должно, по утверждением ваххабитов, проводиться системно и организованно – в форме джихада против «неверных».[2]

Ваххабизм проник на «Северный Кавказ в 90-е годы XX века и закрепился там не случайно: он был востребован социально-политической реальностью как идеологическая основа ее будущего переустройства. Квинтэссенция идеологии и политических устремлений ваххабитов – это объединение полиэтнического мусульманского Северного Кавказа на основе «чистого ислама», т.е. ислама вненационального, избавленного от влияния горского обычного нрава (адатов), национальных границ, пережитков политеизма и этнопатриархального менталитета.

После тревожных событий в Дагестане в августе-сентябре 1999 года и с началом второй антитеррористической кампании в Чечне практически во всех республиках Северного Кавказа в той или иной форме были приняты «антиваххабитские» законы, в результате чего без особой дифференциации на всех адептов ваххабизма было оказано массированное разноплановое давление. Были ликвидированы их оплоты – так называемые «ваххабитские анклавы» в Дагестане и Чечне, они лишились мечетей, культурных центров, официальных газет и других средств массовой информации, подверглись жестокому административному воздействию. В результате эти люди  были загнаны в подполье. Как считает российский исследователь И. Добаев, «тем самым государство, его структуры способствовали тому, что ныне существующее неоваххабитское движение, практически утратив умеренную составляющую, реально почти полностью перешло к крайнему радикализму как во взглядах, так и на практике».[3]

На наш взгляд, утверждение о наличии в этом движении «умеренной составляющей» весьма проблематично, ибо, как мы это показали выше, всякая «умеренность» противостоит его доктринальной сути. Практика показывает, что прокламация « умеренности» выступает как ход в тонкой политической игре, нацеленной на сохранение и упрочение своих позиций в расчете на изменение политической конъюнктуры в будущем.

Отсюда вывод: силовое давление на ваххабитов прекращать нельзя, тем более что всякие послабления такого рода (о чем говорят факты) воспринимаются ими как признак слабости власти. Вместе с тем профилактика ваххабизма, особенно среди молодежи, требует принятия мер культурно-воспитательного характера. Вряд ли можно считать выходом реанимацию традиционного ислама, основанного на патриархальном быте и нравах. Скорее у молодежи следует формировать современное светское мировоззрение, а самое главное – добиться ощутимых результатов по повышению материального благосостояния, лишая, таким образом, радикальный исламизм его материальной основы.



[1] Тамими М.С. Книга единобожия. – М.: «Бадр», 1999. – С. 119.

 

[2] Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн: Харвест, 2003. С. 115-116.

 

[3] Добаев И.П. Основные тенденции в исламском движении на Северном Кавказе – В книге: Вопросы политики. Волгоград: ИСАВЕК, 2005. – вып. VIII. С. 58.