Философия (подсекция №2)
Михайлик О.Г.
Здоровье и здоровый образ жизни – историко-философский
аспект
Одесский национальный морской университет
Проблема здоровья человека и здорового образа жизни теоретически начала
оформляться в конце 19 – начале 20 века, а сегодня вышла на одно из
значительных мест в современном мире. Здоровье людей повсеместно ухудшается, и
основные факторы этого процесса сейчас уже хорошо известны: это загрязнение
воздуха, почвы, питьевой воды, продуктов питания, глобальные изменения климата,
накопление в атмосфере газов, создающих парниковый эффект, усиливающееся
космическое излучение, влияющее на самочувствие миллионов. В глобальную
проблему превратилось появление новых опасных болезней, мутация бактерий и
вирусов, от которых пока нет лекарств и методов лечения. Разрушительное
воздействие на здоровье людей оказывает увеличивающийся алкоголизм и
наркомания, особенно среди молодежи. Резко возрос уровень смертности, особенно
на постсоветском пространстве и в Украине. Не может не вызывать беспокойства и
состояние здоровья молодых людей: среди призывников, студентов, учащихся только
30% оказываются практически здоровыми.
Разрушенная государственная система
физической культуры и спорта вызвала гиподинамию, а повальное увлечение
молодежи компьютером и просмотром телепрограмм, изобилующие сценами насилия и
жестокости – нарушение психического здоровья в первую очередь подростков и
детей. Все это вызывает настоятельную потребность анализа и обсуждения такой
важнейшей категории как здоровья человека и отношение к нему современного
общества.
Отношение общества и человека к
здоровью изменялось на протяжении общественного развития, выполняя различные
задачи и принимая специфические формы. Это определялось конкретными
историческими и социальными условиями жизни общества.
Забота людей о здоровье началась с
началом человеческой истории, с первобытного общества. Освоение мира
происходило в борьбе с суровой природой. Первобытные люди знали о природе очень
мало, но столько, сколько им было необходимо для того, чтобы выжить в суровых
условиях среды. Первобытный человек научился приготовлению пищи, простейшим
гигиеническим навыкам, делались первые попытки собирать полезные растения и
травы, создавать лекарственные средства, лечить раненых и больных. Из практических
потребностей общества начались складываться первые правила и нормы здорового
образа жизни, необходимые для выживания в условиях враждебной человеку среды:
тренировки физических качеств – силы, ловкости, выносливости, умения переносить
перегрузки.
В период существования древних
цивилизаций забота о здоровье людей осуществлялась не только на практическом,
но и теоретическом уровне: в древних эпосах, ранних литературных и философских
сочинениях мы находим рассуждения о жизни и здоровье человека, рецепты и
рекомендации медицины. До наших дней дошли приемы китайской медицины, боевые
единоборства, лекарственные растения, физические упражнения и методики и
упражнения дыхательной гимнастики индийских йогов и многое другое.
Наиболее интересно проблема здоровья
человека разрабатывалась в античности. Она была связана не только с
практическими нуждами общества, но и с организацией спорта, и что самое
главное, с воспитанием личности. И это нашло сове отражение в работах античных
ученых и философов.
Древние греки ценили красивое здоровое
человеческое тело, ухаживали за собой, брили бороды, носили короткие прически,
устраивали в домах ванные комнаты, много двигались, занимались физическими
упражнениями, обязательно разбавляли вино водой.
Древняя Греция по праву считается родиной спорта. Здесь устраивались 4
вида игр, главными из которых были олимпийские игры. Позже проводились
Немейские, Исмейские и Пифийские игры, где проходили состязания по бегу,
прыжкам в длину, метанию диска, копья, борьбе. Затем к ним добавились скачки
верхом и на колесницах, а бег и борьба разделились на несколько видов.
Атлеты-победители увенчивались лавровыми венками и служили для граждан примером
для подражания.
В Греции развивалась практическая и
теоретическая медицина. Врачи не только лечили больных, но и пытались вывести
общие законы здоровья. В это время появились работы великого реформатора
античной медицины Гиппократа, в которых он писал о целостности человеческого
организма, здоровье, гигиене и врачебной этике. Учение Эпикура выдвигало на
первый план физическое и духовное здоровье личности как средство достижения
блага и счастья. О здоровье человека, его физическом воспитании как составной
части гармонического воспитания личности писал Аристотель в своей «Никомаховой
этике» и многих письмах о морали.
Древний Рим продолжил эту греческую
традицию. В Риме заботились о здоровье населения: для подачи чистой питьевой
воды был устроен водопровод. В домах были калориферы и ванные комнаты. Были
построены знаменитые термы с бассейнами, банями, гимнастическими залами. В
городе устраивались специальные зеленые зоны-парки, появились сады, улучшившие
состояние воздуха. Спорт в Риме, постоянно воевавшим, не развивался так как в
Греции. Устраивались только гладиаторские игры и ристалища, воспитывающие в
воинах смелость, отвагу и выносливость. Н всех этапах развития государства
ставилась задача воспитания мужской части населения для службы в армии и в
ополчении, что требовало физической подготовки и воспитанию боевых качеств.
В Древнем Риме широко развивалась и
медицина. Здесь работали греческие врачи, переводились на латынь работы
Гиппократа, пользовались успехом фармакологические сочинения Критея,
Диоскорида, философа Секстия, медицинские труды ученого-медика Галена.
Появилась медицинская энциклопедия в 70 томах врача Орибазия, в которой была
изложена вся совокупность знаний, приобретенных в области медицины за 6 веков.
В эпоху Средневековья феодальных
отношений господства религиозной идеологии, разделение общества на сословия
проблема здоровья людей не интересовала государство, и многие гуманистические
достижения античности были утрачены. Доминировала мораль дворянства, носившая
весьма ограниченный характер. Рыцарей-дворян, проводивших свою жизнь в битвах,
походах и турнирах гигиенические навыки, забота о здоровье интересовал мало.
Они с презрением относились к физическому труду, признавали достойными занятия,
укрепляющие физические качества человека: верховую езду, плавание, владение оружием,
фехтование и охоту.
Для этики этого периода забота о
здоровье, силе, жизнерадостность – скорее порок, чем добродетель. Плоть –
источник безнравственности, о ней не нужно заботиться, ее нужно умерщвлять. В
качестве высшего идеала личности провозглашается аскетизм.
Интересно, что в это же время в
Киевской Руси заботились о здоровье населения и это берет начало в народной
традиции: повсеместно были распространены бани, привычка купаться в ледяной
воде, навыки закаливания, развивалась народная медицина. Это многовековая
мудрость вошла в памятники этики, педагогики, медицины, таких как «Поучения
Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», «Регламент или
устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича. Однако, только в Эпоху
Просвещения с 18 века выдающиеся мыслители, философы, учение и педагоги Дж.
Локк, Ж-Ж Руссо, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов, Г.С.Сковорода обращаются к теме
здоровья, здорового образа жизни и вновь связывают эту проблему с трудовым и
физическим воспитанием личности, с ее гармоническим развитием.
В уставах «братских школ»,
Киево-Могилянской академии, Московских и Петербургских воспитательных
учреждений, военных учебных заведений были сформулированы положения по
организации питания, сна, содержанию жилища, закаливанию и физическому
воспитанию. Сначала 19 века большое значение приобретает практическая работа
врачей С.П.Боткина, И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова и других. Их деятельность
способствовала привлечению внимания к проблеме здорового образа жизни, ставила
также более широкое понимание категории здоровья и влияние на него факторов
окружающей среды. Впервые появились о способах адаптации организма к
изменяющимся внешним условиям среды обитания и космическим воздействиям.
На рубеже 19 – 20 веков появляется
очень много научно-популярной литературы по пропаганде здорового образа жизни и
санитарно-гигиеническим аспектам. Появились и теоретические разработки. Особое
значение имеют работы П.Ф.Лесгафта, в которых он изучал систему физического
воспитания личности, его идеи использовали В.Е.Игнатьев и В.В.Гориневский,
создавая собственные системы физического воспитания детей.
Однако в этот период в литературе не
рассматривались вопросы морали и их влияние на психику человека, на
формирование личности.
Эту проблему
подняли в своих трудах философы В.Соловьев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков,
Н.А.Бердяев. Они же первые и обратили внимание на причины кризиса
взаимоотношений человека и окружающей среды, разрушающего физическое и духовное
здоровье личности. Эти причины они увидели в отказе человека от ответственности
за судьбы мира, в забвении нравственного долга человека перед природой, что в
современной системе хозяйствования привело к деградации природы и хищническому
уничтожению среды обитания.
В начале 90 годов 20 столетия меняются количественные
и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и здоровому образу
жизни, поднимается рад проблем, которые раньше замалчивались или не
рассматривались вовсе, особенно это касается психического здоровья людей.
Появилось новое научное направление – психология здоровья.
Однако, приходится, к сожалению,
констатировать, что новые научные разработки не находят своего отражения в
содержании программ, учебных планах, они не привели к пересмотру существующей
практики воспитания физического и психического здоровья людей. В обществе
постоянно возникают новые научные знания, технологии и новые кризисы. И всем
людям, живущим на Земле, необходимо усвоить, что здоровье и здоровый образ
жизни – это новая психология человека третьего тысячелетия. А ученым, разрабатывающим
эти проблемы – исследовать новые положения и принципы, новую систему ценностей
и поведения человека во всеусложняющихся условиях современной среды обитания.