Строительство и архитектура.
1. Архит.
решения объектов строительства и реконструкции
Шубович С.А.
Харьковская национальная академия городского хозяйства
Ансамбль Госпрома в
Харькове.
Вопросы семиотики
архитектурных пространств
«Поэтическое качество я определяю как
способность текста порождать различные прочтения, не исчерпываясь до дна»
У.Эко.
Заметки на полях «Имени розы».
Ансамбль
Госпрома в Харькове до сих пор является малоизученным. Его композиционные
качества при общей высокой оценке слабо обоснованы. Это, в частности,
затрудняет определение иерархии ценностных аспектов здания и ансамбля в целом с
точки зрения его охраны как памятника архитектуры. В такой ситуации требование
аутентичности очевидных частностей заслоняет целостную смысловую аутентичность,
базирующуюся на изначальной эстетико-коммуникативной структуре ансамбля.
Целью
работы является, используя методы структурно-семиотического анализа попытаться
обосновать функциональные аспекты
коммуникативно-художественной структуры ансамбля Госпрома. Вопросы семиотики архитектуры
все больше интересуют архитекторов и указывают на широкое поле деятельности в
этом направлении [1,2,7]. Однако в связи
с отсутствием целостной теоретической базы по данному вопросу в теории
архитектуры за основу были взяты фундаментальные исследования по семиотике
У.Эко и Ю.М.Лотмана.
В
понятие «ансамбль Госпрома» включены: на низшем структурном уровне -
соотношение здания и круглой части площади; на среднем уровне - отношение
площади, здания и ближайшей окружающей среды; на высшем структурном уровне -
положение здания Госпрома в городских панорамах. Ансамбль Госпрома понимается
здесь как произведение с высоким эстетическим потенциалом, порождающим т.н.
«коммуникационный скачек», когда объект из передатчика информации становится ее
генератором [5]. Задача исследователя заключается в выявлении механизма этого
явления.
Механизмом
коммуникации семиотика называет язык или код, преобразуемый в речь или
сообщение, который формируется как система знаков. По У.Эко, коммуникационным
знаком архитектурного объекта становится его функция: «…наш подход к семиологии
позволяет увидеть в архитектурном знаке означающее, означаемым которого
является его собственное функциональное назначение» [3, с. 211]. Под функцией
понимается любое коммуникативное значение объекта. Коммуникативную структуру
ансамбля Госпрома можно следующим образом соотнести с его функциями. При этом
обращает на себя внимание многоаспектность символических значений его знаковой
структуры.
Коммуникативная структура ансамбля
Госпрома
Означаемое |
Означающее (архитектурный знак) |
|
Система функций ансамбля |
Денотативные
(функциональные) значения |
Коннотативные (символические)
значения |
Утилитарная
функция |
Пространства
для деятельности по управлению промышленностью Украины |
Крупный масштаб, импозантность. Отсылка к традиции: башни, порталы, расположение в доминирующем
ландшафте. |
Идеологическая
функция |
Раскрытие идеи индустриализации как прогрессивного
явления |
Конструктивность форм, отсылка к промышленным объектам
|
Социальная
функция |
Пространственный
центр нового Харькова, социально-значимый объект управления, место
массовых действий: праздников, демонстраций. |
Крупный масштаб, ритмичность масс, нерасчлененное
пространство площади, лаконичный, запоминающийся силуэт здания, вертикализм повторяющихся
объемов. |
Символическая
функция |
«Организованный
мир». Символ
новой эпохи. Символ
индустриализации. |
Вертикализм объемов, крупный масштаб, отсылка к промышленным объектам. |
Стилистическая
функция |
Конструктивизм. Ар-Деко
(?). |
Геометризм форм, специфика пропорций и членений |
Композиционная
функция |
Доминирование
в пространственной структуре города. Соединение
пространств площади и города (на уровне города). Разграничение
площади и города (на уровне площади). Светотеневое
выявление пластики. |
Крупный масштаб, ритмичность масс. Доминирование в городских панорамах и в ансамбле площади,
стык внешних и внутренних восприятий на ансамбле Госпрома Ограничение пространства площади Лапидарные освещенные поверхности, открытые на площадь;
сложный светотеневой рисунок тыльного фасада; черные тени порталов |
Семантическая
функция |
Лаконизм
форм, приводимых к архетипичеким (узнаваемым) схемам. Включение
в символику ландшафта. |
Космологические
значения: Земля, ставшая небом (поднятая до небес). Космическая упорядоченность, солярность как победа
над мраком. Вечность мира. Точка разворачивания мира. Эсхатологические
значения: Вечность как вневременность, не-жизнь. |
На интерпретацию знаковой
сущности Госпрома указал С.С. Серафимов. В «Архитектуре СССР за
Коммуникативный процесс
семиотика описывает посредством выделения функций сообщения. Они могут
сосуществовать в одном сообщении с выделением одной – доминирующей [3, с.78].
Функция сообщения по Р.Якобсону и У.Эко |
Соотнесение функций сообщения с ансамблем Госпрома |
||
Наименование |
Содержание |
Ансамбль Госпрома как сообщение |
Структура ведущих оппозиций |
1.
Референтивная функция |
Сообщение
рассказывает о реальных вещах или явлениях. |
повествует
об эпохе индустриализации, столичном статусе Харькова, расположении нового центра
города и т.д. |
«Фабрика»
- «дворец»; Труд – управление; Периферия
– центр. |
2.
Эмотивная функция |
Сообщение
вызывает эмоциональную реакцию. |
вызвает
чувство оптимизма, уверенности, гордости; в определенной степени, экзальтации. |
Масштаб
ансамбля– масштаб человека. Центр
– периферия. Верх-
низ. Сакральное
– профанное |
3.
Повелительная функция |
приказ,
повеление. |
Задача
ансамбля формировать
деятельность в рамках заданной пространственной структуры; подтолкнуть
зрителя к принятию определенной идеологии. |
Многозначность идеологической структуры ансамбля
(человек – мир, человек – власть, неупорядоченность - упорядоченность и др.) |
4.
Фатическая функция |
В
архитектуре обеспечивает связность элементов окружающей среды |
отвечает
среде (пространственной и общекультурной) на всех уровнях |
Вход
– выход, внутреннее – внешнее, общественное – индивидуальное и т.д. |
5.
Металингвистическая функция |
Функция
раскрывает смысл сообщения. Ее предмет – другое сообщение. Этой функции в
семиотике придается особенно большое значение. |
Ансамбль
Госпрома раскрывает свой смысл через ряд сообщений, формирующихся последовательно.
Например:
1) доминирование внешних панорамах служит знаком города в целом, в городских
панорамах – знаком центра города; в ансамбле центра – знаком управляющей структуры (идеологической,
функциональной, социальной), крупный масштаб – знак вычлененности из обыденного
бытия и т.д. |
Идеологические оппозиции: управляемое
– управляющее, новое – старое, будущее - бывшее и др. Композиционные оппозиции: центр
– периферия, внешнее – внутреннее, ближнее – дальнее, верх – низ, свет –
тень, цельное – расчлененное, и др. мифопоэтические оппозиции: космос
– хаос, жизнь – смерть, небо – земля, восток (восход) – запад (закат), божественное
- человеческое, и др. |
6.
Эстетическая функция |
Демонстрирует
направленность сообщения на построение собственного кода. |
Оппозиционная
эстетическая структура Госпрома переключает внимание от содержания сообщения
к его построению. |
Временное - вечное; пронизанность
пространством – стена на границе; утверждение нового – эсхатологичность и др. |
Из всей системы функций
сообщения семиотика выделяет эстетическую как наиболее неоднозначную, требующую
интерпретаций. По У.Эко «сообщение с эстетической функцией оказывается
неоднозначными прежде всего по отношению к той системе ожиданий, которая и есть
код» [3, с.79]. Процесс интерпретационного преобразования двусмысленной ситуации
в определенную обуславливает напряжение, эстетический выход из которого
происходит через процесс остранения и катарсиса. Результат катарсического
переживания станет той информацией, которую содержит эстетическое сообщение.
Выявив структуру ряда несоответствий в тексте ансамбля Госпрома, можно
представить ее следующим образом. Первое
место в перечне займет оппозиция, отражающая глобальные качества ансамбля, выводящая
его художественную идею на самый высокий символический уровень – уровень жизни
и смерти [1,6].
Трансформация
неоднозначной структуры ансамбля-сообщения |
||
Структура
противоречий ансамбля; Оппозиционная
бинарность ситуации |
Определенность; снятие оппозиций. Информационный уровень |
|
Освещенный
восточный фасад отвечает освещенности круглой площади-солнца |
Тьма
порталов-проездов, пропускающих «лучи»-улицы |
Сочетание
тьмы и света отражает символику напряженной борьбы световых оппозиций и
победы света над тьмой, более широко – жизни над смертью. |
Ансамбль
– ведущий элемент структуры общегородского центра |
Ансамбль
планировочно не связан со структурой центра. |
Ансамбль
ориентирован на промышленно-транспортную структуру города, как источник
утверждения нового порядка, взамен предыдущего хаоса. |
Постановка
у жилого района обуславливает соответствующий масштабный строй |
Ансамбль
не масштабен человеку. |
Апелляция
к вечности. Смысл
масштаба – повысить статус человека. Перевести человека из мира профанного в
мир сакральный. |
Полученная в результате модель (3-я
колонка таблицы), конечно предельно упрощена. По Ю.М.Лотману, «...при перекодировке
художественной системы на нехудожественный язык всегда остается «непереведенный»
остаток — та сверхинформация, которая возможна лишь в художественном тексте» [5,
с. 494]. Она не позволяет определенности завершиться энтропией смысла [5].Ее
структура может быть раскрыта при более детальном анализе [6].
На основании
вышесказанного можно утверждать, что доминирующая в коммуникативной структуре
ансамбля эстетическая функция относит Госпром к произведениям со сложным
многозначным кодом, требующим многоуровневых интерпретаций. Художественное
сообщение Госпрома генерирует целую серию новых кодов-сообщений, подобно произведениям
искусства которые, по Ю.М.Лотману, в силу своей художественной специфики «могут увеличивать количество заключенной в них
информации. Это уникальное свойство
произведений искусства … ставит их на
совершенно особое место в ряду всего созданного
человеком» [5, с. 399]. В этом основная ценность Госпрома как
памятника архитектуры, подлежащая детальному изучению и охране.
Литература
1. Антонов В.Л., Шубович С.А. Архитектурная композиция
как система “среда-человек”. - К.: НИИТИАГ, 1999. - 72 с. (Антонов В.Л. о языке
и речи архитектуры)
2. Янковская Ю.С. Семиотика в
архитектуре – диалог во взаимодействии. Место семиотических исследований в
современной теории архитектуры. – Екатеринбург: изд-во уральского ун-та, 2003.
– 125 с.
3. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб:
ТОО ТК “Петрополис”, 1998. - 432 с.
4. Серафимов С.С. Творческий
отчет // Архитектура СССР. – 1935. - №5.
5. Лотман Ю.М. Об искусстве. - С.-Петербург:
"Искусство - СПБ", 2005. - 704 с.
6. Гуманитарный комплекс архитектуры. К вопросу о гуманитарных исследованиях в архитектуре:
/Под общ. ред. С.А.Шубович. – Харьков: ХНАГХ, 2005. – 311 с. (о мифопоэтических
аспектах ансамбля Госпрома).
7.Семиотика пространства. Сб.н.трудов Международной ассоц. семиотики пространства
/под ред. А.А.Баранова. – Екатеринбург: Архитектон, 1999. – 686 с.
ФИО автора |
Название тезисов |
Адрес получателя (контактный адрес) |
Телефон |
Секция |
|
Шубович Светлана Александровна (д-р архит., проф., зав. кафедрой) |
Ансамбль Госпрома в Харькове. Вопросы семиотики архитектурных
пространств |
61162 Шубович С.А. пр. 50-лет СССР, д. 12, кв. 330, Харьков, 162, Украина.
|
97-41-95 |
Строительство и архитектура. 1. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции |
|
Научно-практическая
конференция «ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА ХХI ВЕКА – 2007» (16-31мая
Адрес:
Главпочтамт, а/я
Оргкомитет конференции «ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА ХХI ВЕКА – 2007»