К вопросу создания художественного образа в костюме

Байузакова Г.С., Жакипов Ж.Т., ТарГУ, г. Тараз, РК

Среди  множества функций, которые несет в себе со­временный костюм, особое положение занимает его эсте­тическая функция. Каждый костюм, создаваемый автором- дизайнером, можно рассматривать как средство выражения художественного видения мира.

Художественный образ есть средство отражения автором своего видения мира. Так как дизайнер создает костюм, который будет использоваться человеком, то есть функционировать, то художественный образ изделий промышленного производства имеет место толь­ко при функционировании системы человек — вещь.

Проектный образ костюма — это созданная в резуль­тате художественного проектирования костюмная форма, отвечающая всем требованиям композиции костюма и имеющая функциональное назначение в среде потребления. Дизайнер должен всегда идти по пути поиска образной выразительности костюма. В процессе обучения перед сту­дентами стоит задача научиться переводить свои авторские впечатления и ощущения от окружающего мира в образы проектируемых костюмов, находя в многообразии жизни творческие ассоциативные источники для своей проектной деятельности /1/.

Дизайнер должен всегда идти по пути поиска образной выразительности костюма. В процессе обучения перед сту­дентами стоит задача научиться переводить свои авторские впечатления и ощущения от окружающего мира в образы проектируемых костюмов, находя в многообразии жизни творческие ассоциативные источники для своей проектной деятельности /1,2/.

Все мы в той или иной мере относимся к одному из существующих имиджей. Осмелюсь предложить описание характерных для сегодняшнего дня образов.

«Вечная студентка»- женщина, не желающая зависеть от каких бы то ни было условностей и социальных ограничений. Творчески подходит к выбору гардероба, недостаток средств с лихвой восполняет хорошим вкусом. Характерная одежда: джинсы с добротным свитером или пиджаком, ботинки на шнурках, рюкзак на плече.

 «Синий чулок» - дама строгих правил, чрезмерно консервативная в суждениях. Не имеет поклонников и лишни средств. Предпочитает одежду прямых силуэтов, в темных тона, без излишеств. Характерные наряды: закрытое платье ниже коленей, узкие и высокие ботинки. Никаких брюк.

«Интеллектуалка» - женщина, отдавшая все время интеллектуальным  занятиям. На составление гардероба ей жаль тратить время и деньги, поэтому его элементы плохо сочетаются друг с другом.  Характерная одежда: сомнительного  фасона брюки,  свитер или джемпер нейтральных тонов, явно немодные сапоги. Из аксессуаров предпочтение отдается очкам в тяжелой оправе.

«Инфанта» - беспечная мечтательная женщина с фигурой подростка. Характерная манера одеваться: короткие «девичьи» платьица, туфли с перепонками, яркие тона. Макияж и аксессуары отсутствуют.

 «Роковая женщина» - «смертельный капкан» для мужчин. Гардеробу уделяет много внимания, в основном «по принципу Стендаля» - красное и черное. Характерный наряд: облегающее платье с глубоким вырезом, черные чулки, туфли на высокой «шпильке». Аксессуары очень яркие, чаще в красных и багровых тонах.

«Роскошная женщина» - красивая, умная, артистичная особа. К тому же обладает бездной вкуса и фантазии. Недостатка в средствах, как правило, не испытывает, поэтому гардероб составляет в основном из добротных, шикарных вещей с учетом веяний моды.

«Светская львица» - высокомерная и уверенная в себе дама. Считает себя избранным членом «высшего общества», редко снисходит до разговора с малознакомыми людьми. Манера одеваться: дорого, изысканно, по последней моде. Если того требуют обстоятельства, то и эротично.

«Рабочая лошадка»- тот неудержимо исчезающий тип женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». О своей одежде заботится в последнюю очередь (вначале – остальные члены семьи). Характерный наряд: дешевое, но практичное платье немаркой расцветки, туфли на низком каблуке. Из аксессуаров – только хозяйственная сумка. Украшения – обручальное кольцо и серьги (подарок родителей в день окончания школы).

«Богема» - женщина, принадлежащая к сфере искусств и активно в ней творящая. К выбору гардероба относится почти серьезно, но на советы модельеров не обращает ровным счетом никакого внимания. Характерный наряд описать сложно; одинаково любит строгий черный костюм и эротические наряды с немыслимыми аксессуарами. Косметику употребляет также под настроение /3/.

Основными средствами объединения моделей в кол­лекционные ряды являются пропорциональные и ритми­ческие отношения форм костюмов и их составных эле­ментов. Связь моделей костюмов в коллекции осуществляет­ся на основе контрастных, нюансных или тождественных отношений основных элементов форм костюмов /4/.

Список литературы

1.     Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б.   Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., Легпромбытиздат,1990г.

2.     Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981г.

3.     Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. Учебное пособие.- Челябинск: Издательский дом «Медиа-Принт»,2004г.

4.     Рачицкая Е.И.,Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие.- Ростов н/Д. издательство «Феникс»,2002г.