Музыка. И жизнь, /6.Композиторы

 

К.иск. Кожахметова Ж.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Казахстан

Если не умирает музыка, продолжает жить и композитор… (к 100-летию со дня рождения М.Тулебаева)

 

         Знаменательным событием в развитии музыкальной культуры нашей страны является 100-летие со дня рождения замечательного композитора XX века, одного из основоположников казахской советской музыки – Мукана Тулебаева.

         Он прожил недолгую, но достаточно плодотворную творческую жизнь. Все, что написано композитором: оперы, оркестровые и крупные вокально-симфонические сочинения, камерно-инструментальные пьесы, песни, романсы, обработки народных песен – несет в себе заряд высокой нравственной силы, глубокого идейно-художественного содержания.

         Условно, жизненный и творческий путь композитора можно разделить на два периода: годы формирования и становления и период творческой зрелости, где рубежным становится наиболее значительное произведение композитора – опера «Биржан и Сара».

         М.Тулебаев родился 13.03.1913 года в урочище Карашиган Бюрлю-Тобинского района Талды-Корганской области. Настоящее имя –  Мухаммедсалим, так назвал его мулла, именем, написанным в Коране, а впоследствии его стали звать кратко – Мукан. Отец – Тулебай Усимбаев был крестьянином, мудрым, общительным человеком. Семья отличалась особым отношением к искусству: мама Тажибала Акшанова славилась красивым голосом и поэтическими импровизациями, бабушка хранила в памяти бесценные жемчужины казахского устно-поэтического и музыкального творчества. Первым учителем Мукана был дядя, акын и домбрист – Апырбай Ауэльбаев. Сама атмосфера с детства приобщала будущего композитора к поэзии, музыке, народному искусству.

         По окончанию школы Мукан работает в сельсовете, а в 1929 году поступает в Капальский педагогический техникум на литературное отделение, однако на 3-ем курсе вынужден вернуться домой в связи с кончиной отца, где работает счетоводом, в то же время в райцентре организовывает кружок художественной самодеятельности.

         Важным событием в жизни М.Тулебаева стало лето 1936 года – смотр талантов, лучшие из которых были направлены в Алма-Ату. После чего по рекомендации Е.Брусиловского, Ш.Айманова, К.Джандарбекова, К.Байсеитовой 4 участника, в числе которых и М.Тулебаев, были направлены на учебу в Москву.

         Так, впервые в возрасте 23 лет М.Тулебаев начал по-настоящему заниматься музыкой. Вначале учится по вокалу, затем через 2 года переводится на композиторское отделений по классу Б.Шехтера, а позднее – у Р.Глиера. Именно в студенческие годы формируются эстетические взгляды композитора.

         Однако годы учебы совпали с началом   ВОВ, и М.Тулебаев  вынужден был прервать учебу. В эти годы он пишет большое количество песен, среди   которых походно-маршевые песни («Сок, барабан», «Жорык», «Канаттым», «Аттан, казак»), песни-письма, в которых композитор с одной стороны продолжает народно-жанровую традицию, а с другой – выражает события ВОВ: «Тос, мени тос», «Кестели орамал», а также «Песня о Тане», посвященная героическому подвигу Зои Космодемьянской, в  1942 году которая получила первую премию в конкурсе на лучшую песню об ВОВ В этот период пишет и произведения крупной формы – « Лирический танец» для кобыза и фортепиано, « Фантазию» для струнного квартета, «Увертюру» для симфонического оркестра, «Поэму» для скрипки с оркестром, которая была исполнена на декаде музыки Средней Азии и Казахстана в Ташкенте.

         Как отмечал один из замечательных певцов, пропагандистов казахской музыки, народный артист РК – Байгали Досымжанов: «песни и романсы М.Тулебаева послужили для него хорошей школой вокального мастерства. Не надо забывать того, что Мукан начинал свой  путь в искусстве как певец. И конечно это положительно сказалось на его творчестве». И действительно, на протяжении всей творческой деятельности, М.Тулебаев обращался к жанру песни и романса. Им написано более 50 песен и романсов, которые, как отмечалось при жизни композитора, составили целый этап в истории музыкальной культуры казахского народа.

         Важной областью творческого наследия композитора является запись казахских песен, некоторые из которых вошли в сборник «Макпал» (составитель Н.С.Кетегенова). Сам М.Тулебаев говорил, что «песня – это исторический  документ, отражающий ту или иную эпоху», композитор неоднократно обращался к песенному наследию своего народа, к тому же песенный тематизм, опора на народный и народно-профессиональный материал – 1 из стилевых черт, свидетельствующий о глубоко национальных истоках творчества композитора. Именно песенно-романсовое наследие, вокально-хоровые композиции, многочисленные образцы обработок явились подлинной лабораторией для последующих более масштабных произведением, к числу которых относятся: симфоническая поэма «Казахстан», симфоническая картина «Той», кантата «Огни коммунизма», удостоенная республиканской премии имени Жамбыла в 1953 году.

         Центральное место в творчестве М, Тулебаева занимает опера. Пожалуй, именно в этом жанре он проявил себя широкомасштабным композитором, владеющим сложным арсеналом средств музыкально-театрального искусства. Творческие задачи Тулебаева в этой области были разнообразны. Так, совместно с Е.Брусиловским была написана опера «Амангельды» на либретто Г.Мусрепова о событиях гражданской войны и установлении советской власти в Казахстане. Известно, что были замыслы опер – «Нияз и Раушан» на либретто И.Есенберлина, «Песня дружбы» или «Ибрай Алтынсарин». М.Тулебаев стремился также к отражению современности, в оперном жанре им была начата партитура оперы «Айдар». В последние годы жизни на либретто Г.Мусрепова и Н.Баймухамедова было задумано написание оперы «Козы-Корпеш и Баян-сулу».

         Вершиной оперного творчества не только композитора, но и всей музыкальной культуры Казахстана явилась опера «Биржан и Сара» на либретто Кажима Джумалиева. Как отмечала Кетегенова Н.С.: «Его музыка является своеобразной «визитной карточкой» национального искусства». Над этим произведением М.Тулебаев работал почти 16 лет. Все эти годы были наполнены поисками новых средств выразительности, постоянным совершенствованием своего произведения. 7 ноября 1946 года с огромным успехом состоялась премьера оперы, подытожившая целый этап становления казахской национальной оперы. В 1949 году за создание оперы «Биржан и Сара» композитор был удостоен Государственной премии СССР, впервые в истории национальной профессиональной музыки присужденной казахскому композитору.

         Творчество М.Тулебаева неотделимо от его разносторонней общественной деятельности: в 1942 году – член Союза композиторов Казахстана, где неоднократно избирался председателем, в 1945 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств КазССР, член правления Союза композиторов СССР, в 1955-1959 года – член КПСС.

         Особую познавательную ценность имеют воспоминания  о М.Тулебаеве одного из учителей, ближайшего друга и наставника Е.Г.Брусиловского. Они были соавторами оперы «Амангельды», вместе с Л.Хамиди создавали Государственный гимн КазССР, музыка которого в 1993 году одержала победу в конкурсе на государственный гимн РК. Воспоминания Брусиловского свидетельствуют об огромном природном таланте и трудолюбии М.Тулебаева.

         Творчеству композитора посвящены ряд работ – А.Жубанова, В.Мессмана, Н.Кетегеновой, У.Джумаковой и другие. Признавая ценность научных наблюдений, необходимо сказать, что они не исчерпали всех проблем творчества композитора, и большинство вопросов ждут своего исследователя.

         Творчество великого композитора М.Тулебаева вошло в золотой фонд нашей республики. Его именем названа одна из центральных улиц города Алматы, где 29.12.2002 года был установлен памятник М.Тулебаеву (скульптор Едиге Рахмадиев и архитектор Казбек Жарылгапов).

         Мы уверены, что это только начало, ведь «если не умирает музыка, продолжает жить и композитор».   

 

Литература:

1.     Кетегенова Н. С. Мукан Тулебаев. Жизнь и творчество, Алматы, 1993.

2.     Темирбекова А. Щедрый талант // Композиторы Казахстана, вып. 1, Алма-Ата, 1978.