Филологические науки/
8. Родной язык и литература
Студент Порошина Е.К.
К.ф.н, доцент Токатова Л.Е.
Павлодарский государственный педагогический институт,
Казахстан
Утопия и антиутопия в русской
литературе
В истории русской литературы существует довольно
прочная традиция создания утопических произведений, связанная с такими именами,
как А.П. Сумароков, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, М.Е.
Салтыков-Щедрин. В России утопия появилась в 18 веке – в эпоху создания
отечественной литературы нового времени - и с этого периода начала развиваться,
отвечая потребностям русской общественной мысли. Русская утопия нередко была
растворена в литературных произведениях различных жанров – социальных романах, фантастических
рассказах, к примеру, утопические мотивы в «Путешествии из Петербурга в Москву»
А.Н. Радищева. Русская литература более богата утопическими произведениями, чем
об этом принято думать. Причем эти произведения разнообразны и по своему
социальному содержанию, и по своим жанровым особенностям. Здесь мы находим и
утопии в духе популярного в 18 столетии «государственного романа», и
декабристскую, и просветительскую, и славянофильскую утопии, и произведения в
духе утопического социализма, и сатирические утопии, и ставший популярным во
второй половине 19 – начале 20 века жанр антиутопии.
Большинство европейских утопий строились
как путешествие или неожиданное посещение неведомой страны, которая не
обозначена на географической карте. Собственно, этот традиционный сюжетный ход
заимствует, например, М.М. Щербатов, описывая свою «землю Офирскую»
(«Путешествие в землю Офирскую»). Но чаще всего в русской литературе
рассказывается о будущем, которое герой видит во сне. На этом приеме строятся
рассказы А.П. Сумарокова «Сон «Счастливое общество», знаменитое описание сна из
рассказа «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Сон» А.Д.
Улыбышева, четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать?» Н.Г.
Чернышевского, «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского. К числу декабристских
утопий относится прежде всего повесть «Сон» писателя и литературного критика
А.Д. Улыбышева, примыкавшего к декабристам. Также к утопиям данного направления
относятся «Европейские письма» В. Кюхельбекера. Они написаны от лица
американца, путешествующего по Европе 26 столетия и рассуждающего о прошлом и
настоящем европейских стран. По широте охвата истории, по своему
просветительскому пафосу и вере в великое будущее России, утопия Кюхельбекера
опережает более позднюю утопию В.Ф. Одоевского «4338 год». Книга является
частью незавершённой трилогии. Её содержание изложено в форме писем Ипполита
Цунгиева, путешествующего по России китайского студента будущего, к своему другу. Россия
предстаёт технократической державой, в которой сохраняются монархия и
социальное неравенство [1, с.43].
Чаще всего негативные утопии в России 19
века описывали всевозможные отрицательные последствия технического и научного
прогресса, механизации труда и стиля жизни, предупреждали об опасности мировых
войн, имеющих возможность повернуть историю вспять. К сатирическому
направлению, относится повесть «Жизнь
человека через сто лет» Г.П. Данилевского. Дальнейшая эволюция русской
литературной утопии тесно связана с общественной атмосферой в России конца 19 –
начала 20 века. Поражение России в первой русской революции 1905-1907 гг.
вызвало серьезный идейный разброд в среде русской интеллигенции и усугубило
пессимистические настроения в общественном сознании и литературе. Эти
настроения дают о себе знать и в развитии русской утопической прозы.
Показательна в этом отношении повесть Н.Ф. Федорова «Вечер в 2217 году». В
данной повести речь идет о том, что труд лишен радости, который сводится к
бессодержательным, механическим операциям. Население разбито на сотни и тысячи,
причем каждый должен носить свой рабочий номер. Стандартизации подчиняется и
личная жизнь людей. Даже такая область человеческих отношений, как любовь,
подчинена единственной цели – выращиванию полноценного и здорового потомства.
Семьи не существует, она давно отмерла как смешной и романтический пережиток [1,
с.44].
Мотивы, связанные с утопией, все чаще
звучат в творчестве известных русских писателей. Несколько утопических
произведений были написаны В.Я. Брюсовым.
Среди них – «Земля», «Республика Южного Креста», «Семь земных соблазнов». Здесь
читатель сталкивается с впечатляющими описаниями научно-технического прогресса:
высотными домами, машинами, дирижаблями, электрическим и даже «радиоактивным»
освещением. В творчестве В.Я. Брюсова преобладает негативная утопия, таковой
является «Республика Южного Креста».
Социалистическую утопию представляет роман
«Красная Звезда» А.А. Богданова. В нем писатель изобразил основанное на
коммунистических началах общество будущего, которое герой, профессиональный
революционер, находит на Марсе.
В 1920 году были опубликованы две
антиутопии. Это: роман Е.И. Замятина «Мы», положивший, по сути дела, начало
развитию этого жанра в русской литературе ХХ века, и роман А.В. Чаянова
«Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии». Названый
роман стал художественным воплощением творческого кредо писателя: «Настоящая литература может быть только там,
где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники,
еретики, мечтатели, бунтари, скептики» [1, с.44]. Надо отметить, что роман не
был опубликован в России. Литературные критики восприняли его как злую
карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. К тому же
роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против
деревни»). В конце 20-х годов на Е.И Замятина обрушилась кампания травли со
стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е.И Замятин
должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может
обойтись без такого писателя». Роман А.В. Чаянова «Путешествие моего брата
Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии» продолжил традиции русской и
европейской литературной антиутопии. Книга была опубликована под именем И.Кремнева «Путешествие моего брата
Алексея в страну крестьянской утопии». Ее открывало предисловие В.В.Воровского,
который отмечал, что «...эта антиутопия — явление естественное, неизбежное и
интересное... Она имеет те преимущества, что написана образованным вдумчивым
человеком... Он пишет искренно то, во что верит и чего желает; это придает его
антиутопии бесспорный интерес» [1, с.48]. «Путешествие...» А.В. Чаянова — не столько антиутопия в привычном
понимании, сколько изложение взглядов Чаянова на будущее России, на устройство
процветающей крестьянской страны. Это взгляды человека, убежденного в том, что
крестьянское дело должно быть «действительно мощным социальным движением, а не
предприятием только!» [1, с.48]. Отметим, что оба писателя за свои романы подверглись репрессиям.
После бурного подъема и развития
утопической литературы в 20-х годах наступил резкий спад, и начиная с 30-х
годов жанр утопии как таковой не разрабатывается. Возрождению этого жанра во
многом способствовало развитие научной фантастики.
Существует много различных точек зрения о
степени соотношения произведений научной фантастики и утопий. Одни литераторы
склоняются к тому, что современная научная фантастика в своих исследованиях
тесно связана с утопией. Другие полагают, что научная фантастика – не что иное,
как современная форма утопии. Многие произведения писателей-фантастов, в
особенности посвященные проблемам будущего, либо по существу являются
романами-утопиями, либо выполняют функцию утопических романов. Таковы
«Туманность Андромеды» и «Час быка» И.А. Ефремова. Вместе с тем многие писатели
сохраняют верность традиционному утопическому жанру. Утопическая тема
характерна для творчества В.В. Набокова («Ада», «Приглашение на казнь»). Во
второй половине 80-х гг. появляются антиутопии, которые отражают историческое время. Это повесть
А.А. Кабакова - «Невозвращенец» и роман
В.Н. Войновича «Москва 2042». Оба автора изображают будущее как кошмар и полную
катастрофу. Вместе с тем эти антиутопии очень разные [2, с.53]. Утопия А.А.
Кабакова – мрачный кошмар, впечатляющий своей сопоставимостью с современностью,
а антиутопия В.Н. Войновича – безудержная фантазия о будущем с самыми разными
оттенками сатиры. Развитие антиутопии в русской литературе продолжается. Этот жанр подтвердил свою
актуальность на разных этапах литературного процесса, особенно возросла его
идейно-эстетическая роль в последнее время. Имея богатый опыт традиций, русская
антиутопия отличается активным новаторством, поиском новых жанровых
разновидностей и художественных принципов. Все это свидетельствует о том, что
многовековая традиция русского утопического и антиутопического романа не
исчезает бесследно, что она до сих пор продолжает питать современную литературу
[2, с.54].
Литература:
1. Чаликова
В.А. Предисловие // Утопия и утопическое мышление: Антология литературы. - М.,
1991. - С. 43-48.
2. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (Очерки русской философии и культуры. - М., 1995. - С. 53-54.