Межнациональное согласие как ключевой вопрос в многонациональном
государстве
Дакенов М.Д.
- к.и.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин КазНПУ им. Абая
Акпаева Э.Р. – к.п.н., старший
преподаватель
Проблема развития
социально-этнических общностей и их взаимоотношения, является актуальной и
сложной в общественной жизни. Особенно требует внимания изучение проблемы
межнационального и межконфессионального согласия на современном этапе. Содержание межнационального согласия
определяется способом производства материальных, духовных благ и типом
политических отношений и цивилизации. Межнациональное согласие служит
специфическим законом развития национальных отношений, обусловленным
необходимостью взаимосближению, взаимоуважения наций, народностей, национальных
и этнических групп, и стран.
При этом надо подчеркнуть, что исследование данной
проблемы является важным, актуальным и для многонациональной,
многоконфессиональной Республики Казахстан. Президент Н.А.Назарбаев говорил:
,,Особо я хотел бы обратиться к нашим специалистам-политологам, ученым сферы
общественных наук. На мой взгляд, проблемы межнациональных отношений могут и
должны стать ключевыми в ваших исследованиях. Общество чрезвычайно нуждается в
четкой характеристике процессов, происходящих в этой области, причем не только
в Казахстане, но и во всем мире, знании возможных перспектив становления
межэтнических отношений” [1].
Сегодня в мире живет около 4 000 наций,
народностей и племен, которые объединены в более 240 многонациональных,
многоплеменных государств. В суверенном, независимом Казахстане проживает 140
наций, народностей, национальных и этнических
групп и существует более 40 конфессий (его независимость признали более
150 государств, с 130-ю уставлены дипломатические отношения), общая численность
которых составляет 16,5 млн. человек. По прогнозам демографов, к концу XXI века население нашего государства достигнет 50 млн.
человек, а казахов-30 млн. [2].
Приведенные факты лишний раз показывают, что проблема
межнационального согласия населения требует особого внимания государственной
политики и исследования учеными. В связи с этим, перед политологами и
обществоведами стоят стратегические задачи всестороннего изучения и
теоретического обобщения новых явлений и процессов межнационального согласия,
которые позволят выработать предложения по
решению насущных национальных, социально-политических вопросов. Изучение
проблемы и особенности межнационального согласия на конкретных материалах
политики Республики Казахстан, где есть казахстанская модель межнационального и
межконфессионального согласия, имеет важное международное значение. Вместе с
тем, научная целесообразность избранной диссертантом темы определяется и тем,
что межнациональное согласие в XXI веке остается объектом идеологической борьбы.
Исследование по вопросу межнационального согласия в условиях реформ,
модернизации общества призваны служить опорой прогрессивных сил в их
идейно-политической борьбе против антинаучных теорий наций и межнациональных
отношений, космополитизма и национализма.
Отрадно отметить, что сегодня в нашей стране развитие
межнационального и межконфессионального согласия возведено в ранг
стратегической государственной политики.
Изучение обществоведческой литературы показывает, что
в научных исследованиях вопросы культуры межнационального общения, дружба
народов, или единство народов, консолидация народов, как правило,
рассматриваются как межнациональное согласие. Жизнь показывает, что эти понятия
отличаются друг от друга и их путать нельзя. Поэтому проблема межнационального
согласия как стратегическая политика Республики Казахстан требует специального
изучения. Вместе с тем, проблема межнационального согласия как стратегическая
политика Республики Казахстан, как показано выше, пока остается не
исследованной, прежде всего в свете политологического осмысления общественной
жизни народов.
Характер межличностного согласия, чувства и настроения
людей тех или иных национальностей не изолированы, а тесно связаны с характером
складывающихся взаимоотношений между нациями и народностями на
общегосударственном уровне в процессе их повседневной деятельности:
объективное, общественное, социальное, политическое, национальное превращается
в субъективное, личностное, индивидуальное и обратно. Межличностные
национальные отношения находят свое проявление в поступках людей, в их
мировоззрении, нравственных устоях, нормах поведения, то есть в
субъективированных формах общения, согласия, реализуемых через
социально-психологические, политические, правовые механизмы. В свою очередь,
субъективные факторы, аспекты, к которым, например, относятся
социально-психологические стереотипы, установки на контакты с людьми иной
национальности в труде, бытие, при проведении досуга и т.п., интересы и
ценностные ориентации, определяющие жизненные позиции людей, их отношение к
другим народам, оказывают огромное влияние на процесс межнационального
согласия, общения. Поэтому,
согласие предстает как такой
целостный феномен, в котором социально-политическое и психологическое находятся
в диалектическом единстве, а своеобразное сочетание тех или иных параметров
этого двуединого ряда, определяет характер
согласия, который может быть дружественный, взаимодоверительный,
взаимоуважительный и т.д.межнациональные отношения складываются как на уровне
взаимодействий представителей разных национальностей, так и на уровне
взаимодействий индивидов, принадлежащих к одной национальной группе, независимо
от того, проживают ли они на территории расселения нации, народности и т.д.,
представителями которой являются, или же в миграционных и прочих процессов на
различных территориях, регионах. Главное условие-осуществление национальных
интересов и потребностей людей, народов. Поэтому и в согласии, и в общении, отношении, выступающим в данном случае формой
реализации национальных отношений,
проявляется ,,единство внутринациональных и межнациональных взаимодействий,
которые взаимно обусловливают и предполагает друг друга” [3]. Внутринациональные
связи, внутринациональное согласие служат национальной консолидацией,
определяющим образом влияют на формирование национального самосознания,
сознания, способствует развитию внутренней жизни нации и укреплению ее
единства. Процесс институциализации, т.е. правового и организационного закрепления принципов и норм взаимоотношений
национальностей, государств и их объединений с этническими группами,
непосредственно определяют уровень межнационального согласия и этнополитической
стабильности в отдельном регионе, государстве, союзе государств, в целом в
политическом мире. При таком подходе межнациональное согласие возможно в тех
регионах, государствах и государственных объединениях, где существует система
взаимных политико-правовых прав и гарантии органов государственной власти и
органов надгосударственного управления
и этнических объединений.
Отсутствие политико-правовой регуляции и
соответствующих институтов этнополитических, этногосударственных отношений или же признание прав только одной
из сторон (нации, государства) неизбежно влечет межнациональную рознь,
этнополитическую нестабильность, крайними формами которой выступают
этнонационализм, этношовинизм, сепаратизм, терроризм и вооруженные
межнациональные конфликты. К сожалению, примеров понимаемой как межнациональной
розни, этнополитической нестабильности в разных регионах, государствах мира
можно привести множество. В гносеологическом контексте теоретическая сторона
политики межнационального согласия есть
отражения ее практической сущности, и строится на умелом применении личностью
знаний и навыков межнационального общения в повседневном труде и
общественно-политической деятельности, и
в этом смысле она представляет собой
взаимопресечение материальной,
духовной и политической культуры. Традиции
добрососедства, доброжелательности,
уважительное отношение к особенностям культуры, традиции, обычай, языка
и быта других народов, стремление
глубже понять, узнать их, готовность прийти на помощь в трудную минуту, все это было свойственно народам Казахстана
и закрепилось в их памяти как общенациональная, общеказахстанская
традиция. Общепринятые нормы во
взаимоотношениях между народами в современных условиях требует наполнения
политики межнационального согласия новым демократическим, общечеловеческим,
казахстанским содержанием, нового качественного уровня. Демократические элементы явились отправной точкой
определения сущности и в формировании
нового уровня политики межнационального согласия Республики Казахстан.
Следует сказать, что политика межнационального
согласия Республики Казахстан связана с гуманистической общечеловеческой
тенденцией взаимоотношения этносов на
основе принципов доверия, равенства, исключающей конфликтные ситуации между
представителями различных
национальностей.
Следовательно, обобщая теоретическое рассуждение,
представляется возможным сделать вывод
о том, что политика межнационального согласия как политический феномен-это
система взаимоотношений людей и
социальных групп различной национальной принадлежности в процессе совместной
деятельности во всех сферах общественно-политической жизни на основе
национальных, общечеловеческих целей, интересов, ценностей и демократических
традиций.
Политика межнационального согласия в своем
сущностном выражении характеризует такой уровень духовного,
экономического, политического контакта
людей различных национальностей, высота которого субъективно выражает степень развития в данное время
дружбы и взаимодоверия народов как
высшей стадии социального прогресса в
сфере межнациональных отношений.
Политика межнационального согласия в Казахстане включает в себя глубокое
овладение научным пониманием основных законов развития наций и национальных
отношений, закономерности
межнационального общения и специфических черт его, свойственных
многонациональному, многоконфессиональному обществу и регионам. Ее важнейшей
стороной является умение использовать эти знания в практике межнационального общения, согласия, предвидеть социально-политические
последствия тех или иных явлений в
общении, согласии, их позитивных и негативных сторон, исходить из четких
гуманистических и социально-политических ориентиров в оценке процесса
взаимодействия наций и их представителей на межличностном уровне.
Применительно к Казахстану политика межнационального
согласия- это такой характер и уровень отношений казахстанцев различных
национальностей, основанный на гуманистических началах, который влияет на развитие личности, сплочение трудовых
коллективов, народов и формирование социально-политического потенциала страны.
Существенной чертой политики межнационального согласия
в Казахстане является неприятие антиподов культуры межнационального общения и умение вести борьбу против
национальной ограниченности и замкнутости, национального эгоизма и нигилизма,
трайбализма и космополитизма.
Перечисленные слагаемые политики межнационального
согласия Республики Казахстан общие для всех видов межнационального согласия в
стране и регионе. Мы рассматриваем
политику межнационального согласия Республики Казахстан в единстве двух ее сторон: как часть политики жизнедеятельности казахстанского
многонационального общества и как характеристику межличностных дружественных
контактов, обусловленных социально-политической деятельностью. В первом случае политика межнационального согласия проявляется как
часть национальной политики при обсуждении вопросов, касающихся всего
многонационального общества в целом. Вторая сторона политики межнационального
согласия Казахстана отношения, затрагивающие разные вопросы национальной жизни,
социально-политической деятельности, а также практические совместные действия
казахстанцев, представляющие общественный и личный, общеказахстанский и
национальный интерес главным образом
только для них. Обе стороны политики межнационального согласия в
Казахстане неразрывны и находятся в постоянном взаимодействии и развитии.
Таким образом, политика межнационального согласия
Республики Казахстан- это сложное
политическое явление, охватывающее все стороны деятельности
казахстанцев, она выступает одним из важнейших компонентов в структуре его
общей политики.В связи с этим следует подчеркнуть, что самостоятельность каждой
национальности Казахстана определяется различием их исторического,
политического развития как в плане социально-экономическом, так и с точки
зрения их государственного определения. Важно уяснить, что игнорирование
подобной национальной вариативности, богатства форм развития народов,
отсутствие уважения к историко-культурным традициям и запросам национальностей приводят к деформациям в
межнациональном общении. Наоборот, учет подобных особенностей, взаимоуважение и
внимание к интересам и потребностям
различных народов, составляющие основу гуманистической традиции общения,
согласия, должны стать фундаментом политики межнационального согласия как
конкретное выражение развития его субъектов и субъектного характера отношений
между различными народами, национальными группами и их представителями.
Список
используемых источников:
1. Назарбаев Н.А. За мир и согласие в нашем доме //
Казахстанская правда.-1995, 25 марта.
2.Калетаев Д.А. Социально-политическая консолидация
казахстанского народа: особенности и проблемы: автореф...
докт.пол.наук.-Алматы, 2008.
3.Казахстанский опыт межнационального и межконфессионального
согласия: предложения для ОБСЕ// Материалы международной конференции.-Алматы:
КИСИ, 2009.