психология
и социология/
5. психолого-воспитательные проблемы развития личности в
современных условиях.
к. соц. н., доцент Дурманенко А. А.
Восточноевропейский национальный университет имени Леси
Украинки, Украина
Понятие онтологической безопасности личности в условиях современного
общества
Современный мир, в котором мы живем,
характеризуется чрезвычайно высокой динамичностью и нестабильностью. Ежедневно
мы чувствуем на собственном опыте насколько трудно приспособиться к условиям,
которые постоянно изменяются. Человеческие взаимоотношения, экономические
взаимосвязи, политические отношения не владеют тем постоянством и стабильностью,
что были присущи им, по меньшей мере, пятьдесят лет назад. Чрезвычайная
информатизация, процессы урбанизации и глобализации, развитие сверхнациональных
структур и организаций – все это свидетельствует о том, что современный мир вступил в новую эру. Эра
эта может носить разные названия – время глобализации, постиндустриальный мир,
информационное общество, эпоха постмодерна и др. Мы же остановимся на понятии,
которое предложил английский социолог Энтони Гидденс – поздняя современность (в
англоязычном оригинале late modernity).
Британский социолог разрабатывает данное понятие,
начиная с 80-х годов ХХ века, именно тогда, когда создает собственную,
известную «теорию структурации», основным положением которой является мысль о том, что социальная жизнь должна
концептуализироваться по своей сути как переплетение ежедневных практик
индивидов. Следовательно, другими словами, каждый индивид в обществе, что нас
окружает, создает окружающую реальность через ежедневные, привычные для него (рутинизированные)
практики. В этом же контексте Гидденс одновременно предлагает к
социологическому употреблению понятие онтологической безопасности личности, на характеристике
которого мы и хотим остановиться более детально.
Сам термин «онтологическая безопасность личности»
предложил психолог Рональд Ленг, который впервые использовал его в своем труде
«Расколотое «Я». Под понятием онтологической безопасности ученый понимает целый
комплекс первичных знаний об окружающем мире, которые передаются ребенку с
первых дней его жизни родителями. Приходя в этот мир физически, ребенку
необходимо прийти также экзистенциально, для того, чтобы «найти» себя как
реального и живого существа, другими словами получить определенный
онтологический (бытийный) центр. Накопление первичного экзистенциального опыта,
или иначе говоря, получение основы для чувства онтологической безопасности,
происходит через приспособление ребенка к среде, что его окружает и примирение
с вещами, которые его пугают, через постоянные контакты с ними, как прямые так
и непосредственные. Таким образом, постоянно переживая разнообразные жизненные
риски, которые в сознании отождествляются со страхами (темноты, чужих, шума и
т.п.), у ребенка формируется ощущение неотвратимости их, а следовательно и
исчезает навязчивый страх перед ними. Ленг отмечает необходимость развития
первичной онтологической безопасности, ведь она прямо влияет на осознание
человеком своего места в окружающем мире, и вообще - на восприятие себя как
личности
Конечно, Энтони Гидденс использует понятие
онтологической безопасности в видоизмененном виде, в частности, отходя от
слишком личностно-психических аспектов его рассмотрения и чрезвычайной детализации
и акцентуации внимания на субъективных моментах, которые являются естественными
для психологии. Согласно теории британского ученого, социальный опыт индивида
фиксируется в структуре практического сознания, которая в свою очередь, будучи
вплетенной в рутину повседневности в когнитивном и эмоциональном планах,
является основным источником чувства, которое имеет название онтологической
безопасности и которое является антонимом переживания экзистенциального ужаса (по
М. Хайдегеру). [5]
По мнению Гидденса, личность, владеющая чувством
онтологической безопасности, получает ответы, причем на повседневном, бытовом
уровне (на уровне онтологии или же бытия), на основные экзистенциональные
вопросы – жизни и смерти, человеческого существования, отношений с другими
людьми, осознает своё место в окружающем мире и самоидентифицируется. «Мы можем
определить «безопасность» как ситуацию, при которой конкретный комплекс
опасностей является нейтрализированным или минимизированным. Опыт безопасности,
обычно, опирается на балансе доверия и приемлемого риска», - замечает Гидденс
[2; 60].
Ядром данного чувства является так называемое «базисное
доверие» (basic trust), которое формируется у человека с самого детства через
связь с взрослыми, которые его воспитывают. В данном моменте, базисное доверие фактически
отождествляется с понятием онтологической безопасности в концепции Ленга. Таким
образом, доверие выступает в концепции Гидденса как интегральная установка
практического сознания, которое организует и направляет людей в «обществе риска»;
механизмы доверия становятся одним из основных средств формирования чувства
онтологической безопасности в эпоху поздней современности.
Исходя из такого понимания, мы можем дать собственное
определение онтологической безопасности личности, которое бы максимально
охватывало объективные и субъективные аспекты человеческого существования.
Следовательно, онтологическая безопасность личности является базовым чувством,
которое обеспечивает такое состояние агента структуры, при котором возможно,
переживая ежедневные тревоги, риски и кризисные ситуации, осознавать свою
целостность и присутствие в социальном мире, поддерживать целенаправленную
деятельность, обеспечивая ее рутинный характер, который создает саму возможность
существования как субъекта деятельности - агента, так и структур, и социального
мира вообще.
Подытоживая выше изложенное, мы можем сделать
вывод, что чувство первичной онтологической безопасности является чрезвычайно
важным для сохранения нормального физического и психического здоровья человека
и адекватного позиционирования индивида в окружающем мире [3].
Каким же вызовам и опасностям подвергается
онтологическая безопасность личности сегодня? Что ей угрожает? Как обеспечить
ее нормальное становление и функционирование? На эти и
другие вопросы мы можем найти ответы, проанализировав пути и средства для ее
возникновения и упрочения. Один из таких путей, а точнее концепция примирения
ребенка с опасностями окружающего мира, был нами рассмотрен. Обратим внимание
на другие.
Исторически так сложилось, что основным источником
передачи жизненного опыта, через который, именно и обеспечивается значительная
часть формирования чувства онтологической безопасности, была семья, в которой
проживает индивид, поскольку нормы поведения, внешняя среда, быт, способы
производства, старших членов семьи фактически не отличались от соответствующих
факторов субъекта передачи опыта и закреплялись через соответствующую семейную
иерархию «старший-младший», а также через общественные обычаи и традиции.
Однако, как замечает Гидденс, подобный механизм срабатывает лишь в традиционных
обществах, а в настоящее время является фактически бездейственным, именно из-за
тех кризисов стабильности, которые создает перед нами современный динамический
мир и которые делают опыт наших предшественников устаревшим и почти непригодным
для нас.
Другим механизмом обеспечения чувства
онтологической безопасности за все время истории человечества служила вера в
сверхъестественное. Детально рассмотрев все досовременные культуры, можем
сделать вывод, что ни одна из них не обходит вниманием понятий судьбы, рока и,
кроме этого, ставит их в центр своих философских рассмотрений и построений. Мир
в таких концепциях, изучается как что-то, что имеет определенный внутренний
порядок и форму, и хаос в котором существует лишь на первый взгляд. Жизнь
человека в таком мире воспринимается как направленность его судьбы, которая
руководит индивидом и направляет его [1]. Конечно, следуя такому подходу, от
самого человека мало что зависит, однако для восприятия им внешней реальности и
в частности формирования чувства онтологической безопасности, такой подход
является, бесспорно, позитивным. Человек уверен в своей беспомощности перед
вызовами судьбы, воспринимает любые события как данность и следует им без
лишнего сопротивления. В соответствии с такой жизненной позицией индивида бытие
воспринимается, как одна большая случайность, а следовательно экзистенциальные
вопросы не способствуют кризису онтологической безопасности.
Однако, данный подход в современном постмодерном мире не выдерживает
никакой критики. Человек в настоящее время рассматривается как активный
объект-субъект социальной реальности, а согласно ряду концепций (опять же
возвращаясь к теории структурации Гидденса) сам же эти реальности ежедневно и созидает.
В соответствии с таким положением, места для судьбы и фатума в современном мире
нет. Альтернативой выступают системы верований (не обязательно в контексте
духовности), которые являются крупными социально-легитимными нормами поведения
и мировосприятия, однако механизмы их влияния на «подпитку» онтологической
безопасности личности остаются проблемными и дискуссионными.
Литература:
1.
Гидденс
Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. – 1994, вып. 5. – С.
107-133
2.
Гидденс
Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М: Академия, 2005. – 528 с.
3.
Климов
И. А. Социологическая концепция Э. Гидденса // Социологический журнал. – 2000.
– № 1 – 2. – С. 46 – 67.
4.
Фурс
В.Н. Критическая теория позднего модерна Энтони Гидденса. – М., 2003.
5.
Giddens A. Modernity and
self-identity: Self and society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity
Press, 1991.
6.
Giddens A. The constitution of
society. Cambridge: Polity Press, 1984.