Д-р
ист. наук Мартыненко А. В., соиск. Фомин А. В.
Мордовский государственный педагогический
институт, Россия
Еврейская
община Республики Мордовия:
история и
современность
Статья
подготовлена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического
развития МордГПИ на 2012 – 2016 гг.
Первые упоминания о евреях (самоназвание –
йегудим) на территории современной Республики Мордовия относятся к XIX – началу ХХ в. Так, в начале XIX в. несколько евреев работали по временным паспортам
на винокуренных заводах в Инсарском и Краснослободском уездах тогдашней
Пензенской губернии. В 1890-е гг. еврейские торговцы и ремесленники проживали в
основном в уездных городах: так, в 1897 г. в Саранске проживало 38 лиц
еврейской национальности, в Ардатове – 32, в Инсаре – 3. В период Первой
мировой войны (1914 – 1918 гг.) из прифронтовых губерний в Пензу было
эвакуировано свыше 7 тыс. евреев, из них 497 чел. были направлены в Саранск.
Отдельные представители еврейской нации
приняли активное участие в революционных событиях и в последующем становлении
советской власти на территории уездов мордовского края. Например, осенью 1917
г. заместителем председателя Саранского комитета РСДРП был военный врач Л.
Анштейн, а одним из членов революционного штаба при совете рабочих и солдатских
депутатов Саранска был военнослужащий И. Гринфельд.
В 1932 – 1934 гг. пост первого секретаря
Мордовского обкома ВКП(б) занимал В. Гантман, бывший до приезда в Мордовию членом
секретариата ЦК КП(б) Белоруссии. А после отъезда из МАССР был направлен
сначала в распоряжение ЦК, затем руководил до своего ареста в 1937 г. группой
партийного и советского контроля Днепропетровского обкома партии Украинской
ССР.
В послевоенный период
евреи внесли значительный вклад в развитие практически всех важных сфер
жизнедеятельности Мордовской автономии, в частности, таких как образование (Б.
Цетлин), культура (Б. Авербух, А. Брагинский, Я. Зеликман и др.), медицина и
здравоохранение (Э. Генденштейн, Р. Зельцер и др.), наука (М. Голубчик, Н.
Куканова и др.), промышленность и строительство (Э. Боксимер, Г. Клигерман, И.
Тепман и др.).
Согласно данным проводимых в Советском
Союзе переписей населения, на территории Мордовии в 1939 г. проживало 1543 лиц
еврейской национальности или 0,13% от всей численности населения автономии), в
1959 г. – 789 чел. или 0,08%, в 1970 г. – 634
или 0,06%, в 1979 г. - 459 или 0,05%, в 1989 г. – 326 или 0,03%.
«Перестройка», падение «железного
занавеса», распад СССР, рост социально-экономических проблем вызвали массовую
эмиграцию евреев из Российской Федерации. По данным переписей населения в
России в 2002 г. проживало 229 938 лиц еврейской национальности (или
0,16%), в 2010 г. – 156 801 (или 0,11%). По данным постсоветских переписей
в Республике Мордовия в 2002 г. 171 чел. (или 0,02%) идентифицировали себя по
этнической принадлежности как евреи, а в 2010 г. – всего 137 чел. (или 0,02%).
Для сравнения, в граничащих с Мордовией субъектах РФ численность еврейского населения
составляла: в Пензенской области соответственно 898 (0,06%) и 593 чел.
(0,046%), в Ульяновской области – 861 (0,06%) и 535 чел. (0,04%), в
Нижегородской области – 5312 (0,15%) и 3769 чел. (0,04%).
Несмотря на свою малочисленность, евреи в
Мордовии и других регионах, по-прежнему занимают влиятельные позиции в сфере
высшего образования, промышленности и предпринимательства республики.
Летом 2005 г. в Республике Мордовия была
официально зарегистрирована еврейская религиозная (иудаистская) община, объединившая
около двадцати активистов, что стало заметным событием в культурной жизни
региона.
В самом начале своей деятельности
еврейская община столкнулась с целым рядом острых проблем организационного и
культурного плана. Фактически отсутствует профессиональное духовенство
(раввины); нет помещения даже под синагогу, не говоря уже об иудаистских школах
(едер, ешибот). Из проблем культурного плана необходимо отметить низкий уровень
религиозности местных евреев, а также слабое знание собственных национальных традиций
(достаточно сказать, что ивритом в РМ владеют чуть более десяти человек). Кроме
того, евреи Мордовии (как и в РФ) оказались разделены между двумя
организациями. Так, председателем «Еврейской общины Гэула» г. Саранска,
входящей в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России
(главный раввин Адольф Шаевич) является Александр Дробин, а председателем
Еврейской общины г. Саранска, входящей в Федерацию Еврейских Общин России
(главный раввин Берл
Лазар) стал Александр Венгреновский.
Основные задачами еврейской общины в
республике стали сохранение и возрождение религиозных традиций евреев путем
просветительской деятельности и организации отправления культа, а также
налаживания отношений сотрудничества и социального партнерства с местными
властями и с другими конфессиями. Большое место отводится пропаганде еврейских
национальных и религиозных ценностей на уровне школ и особенно вузов, то есть
среди наиболее образованной части населения. Например, еврейская национальная
община в рамках программы празднования 1000-летия единения мордовского народа с
народами Российского государства заключила договор о сотрудничестве с Мордовским республиканским объединённым краеведческим музе́ем и́м.
И. Д. Воро́нина. Музею были переданы предметы культа, экземпляры Торы и псалмов Давида с
переводом на русский язык, накидку для молитвы и другие предметы, связанные с
религией иудеев. А в августе 2012 г. уже в дни празднования 1000-летия
единения в Музее изобразительных искусств им С. Д. Эрьзи состоялась выставка «Евреи в России: возрождение традиций». В
экспозицию включены лучшие работы, поданные на конкурс, объявленный Еврейским
национальным фондом России. Среди конкурсантов оказались люди самых разных
возрастов, национальностей, уровня профессионального мастерства, более
полусотни фотографов из 45-и населенных пунктов России от Москвы и
Санкт-Петербурга до Биробиджана, Владикавказа, Уфы и Дербента.
Таким образом, уже первые шаги еврейской
религиозной организации Мордовии свидетельствуют о том, что, не смотря на всю
свою молодость и немногочисленность, она претендует на активное участие в
социокультурной жизни республики.