Сафиуллина Л.Г. доцент, канд. филол. наук; Бакина Л.Р. преподаватель фортепиано ДМШ.
Казанский
(Приволжский) федеральный университет, Россия
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В современном мире остро стоит проблема
сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровый человек имеет больше
шансов добиться успеха в жизни, стать конкурентоспособной личностью. Однако
немалое количество детей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии
здоровья: нарушения психики, гиперактивность, ослабление зрения, сколиоз. Эти
недуги сказываются на качестве учебы и в целом на качестве жизни. Особенно
актуально это по отношению к детям, обучающимся в учреждениях дополнительного
образования. У них существенно возрастает учебная нагрузка, увеличиваются
психологические издержки. Ограничение подвижности во время занятий вызывает
риск развития заболеваний позвоночника. Соответственно, этим детям следует
уделить особое внимание в отношении сохранения и укрепления здоровья.
Музыкальная деятельность во многих ее
проявлениях – пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки,
пластическое интонирование – обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом.
Она успокаивает нервную систему, дает возможность релаксации, дарит яркие
эмоции, поднимает настроение. Пение и игра на духовых инструментах развивают
органы дыхания. Научно доказано, что музыка способствует укреплению иммунной
системы, улучшает обмен веществ, ускоряет восстановительные процессы в
организме человека, активизирует работу мозга. Музыкальное
образование, таким образом, можно считать здоровьесберегающей педагогической
системой, которая способна оказать благотворное воздействие на физическое и
психологическое здоровье детей. Наиболее глубоко здоровьесберегающий потенциал музыкального
искусства проявляется в условиях ДМШ и школ искусств, предусматривающих
индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Вопросам здоровьесбережения учащихся
общеобразовательной школы посвящены работы Н.К. Смирнова, Т.В. Ахутиной, В.И. Ковалько, В.В. Колбанова,
С.Г. Игнатьевой; А.И. Буренина,
М.Ю. Картушина, М.А. Рунова, Ю.И. Евсеев разработали основы оздоровления
дошкольников и младших школьников с применением физических упражнений. Однако в
рамках обучения игре на фортепиано вопросы здоровьесбережения долгое время
находились на периферии внимания педагогов и исследователей, хотя на рубеже XX-ХХI вв. вышел ряд пособий,
в которых использованы элементы здоровьесберегающих технологий: «Я буду пианистом» И.С. Корольковой, «Упражнения-трансформеры»
Г.А. Емельяновой, «Азбука игры на фортепиано» С.А. Барсуковой, «В музыку с радостью» О.А. Геталовой
и И.В. Визной, «Малыш и музыка» М.Н. Никольской. Более полно
принципы здоровьесбережения отражены в книге «За роялем без слез» Т.Б.
Юдовиной-Гальпериной, содержащей рассказы детей о том, как они достигли
успехов в фортепианном исполнительстве, с какими трудностями столкнулись и как
их преодолевали. Эти «жизненные
истории» создают дополнительную мотивацию к обучению, воспитывают в учащихся профессиональную
и жизненную стойкость. Т.Б. Юдовина-Гальперина рассматривает влияние музыки на
здоровье детей; уделяет внимание выявлению, профилактике и коррекции профессиональных
заболеваний пианистов; приводит комплекс упражнений, направленных на развитие опорно-двигательного аппарата и
нормализацию дыхания юного музыканта.
Все названные пособия
ориентированы на обучение игре на фортепиано дошкольников и младших школьников.
И это неслучайно: процесс
здоровьесбережения наиболее эффективен на начальном этапе обучения, т.к. именно
в возрасте 6-9 лет происходит интенсивное формирование и рост тела, развиваются
функции всех систем организма и психики, раскрываются музыкальные способности.
Данный период благоприятен для оказания положительного воздействия на ребенка
средствами физической культуры, а соединение художественного и спортивного
компонентов воспитания обеспечивает всестороннее гармоничное развитие его
личности.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в
фортепианное обучение происходит на разных уровнях и затрагивает планировку и
обустройство кабинета, выполнение гигиенических требований, соблюдение режима
занятий, формы и виды деятельности, создание благоприятного психологического
климата на уроке. Это отвечает целям, задачам и содержанию медико-гигиенических,
экологических, физкультурно-оздоровительных, психолого-педагогических здоровьесберегающих
технологий. Рассмотрим их подробнее.
Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии
ориентированы на обеспечение надлежащих гигиенических условий с учетом
соответствия СанПиНам и охватывают вопросы освещения, зонирования пространства,
выбора цвета стен и мебели, соблюдения режима занятий и двигательной активности,
ограничения предельного уровня учебной нагрузки и т.п. Кабинет фортепиано с
учетом здоровьесберегающего фактора должен представлять собой разноплановый
объект, с выделением следующих зон:
-рабочей для игры на инструменте;
-арт-терапевтической;
-спортивно-игровой;
-релаксационно-оздоровительной.
Площадь кабинета ориентировочно составляет
18 кв. метров.
Спортивно-игровая зона во время игры на
фортепиано должна быть скрыта от глаз обучающегося, что позволит избежать
рассредоточения внимания ученика в процессе музицирования. Оптимальным является
ее расположение позади играющего.
Освещение в кабинете фортепиано должно
быть максимально равномерным. Инструмент лучше размещать таким образом, чтобы
солнечный свет падал на него справа: в этом случае создается возможность
мягкого естественного освещения, на клавиатуру не ложится тень от корпуса и рук
исполнителя, а глаза не ослепляются прямыми лучами солнца. Для занятий в темное
время суток нужно предусмотреть дополнительные источники освещения.
Следует уделить внимание и цветовой гамме
кабинета фортепиано: для потолка подойдет белый цвет, для стен – светлые тона
желтого, бежевого, зеленого, розового, голубого или персикового оттенков; для
мебели - цвет натурального дерева. В кабинете надо поддерживать чистоту,
температурный режим от 18 до 24 градусов,
регулярно проветривать помещение.
Медико-гигиенические здоровьесберегающие
технологии определяют время, виды, формы и регламент учебной деятельности.
Учитывая биоритмы младших школьников, следует планировать один из уроков
фортепиано по вторникам или средам с 15 до 18 часов, второй, по возможности, -
в субботу с 9 до 11 часов (в этот день учащиеся первого и второго классов
обычно свободны от уроков в общеобразовательной школе). Так как дети 6-9 лет
неспособны долго удерживать внимание, находиться в одном положении,
концентрироваться на выполнении однообразных учебных действий, игру на
инструменте надо чередовать с другими развивающими и оздоровительными
упражнениями. Желательно использовать на уроке 4-7 видов работы, где самым
протяженным является инструментальное исполнительство, охватывающее с
перерывами в общей сложности две трети урока. На вспомогательные виды отводится
по 3-4 минуты. Это соответствует допустимой для детей плотности занятия
(затраченного времени на учебную работу), которая составляет от 60% до 80%.
Значимыми элементами интерьера
инструментального класса является детское массажное кресло и фитобар, где
имеются кулер и фиточаи. В этой зоне ребенок проводит время после занятия,
восстанавливая свои силы и энергию.
Рис. 1. Вид сверху
Рис. 2. Вид сбоку
Многообразие видов деятельности на уроке
фортепиано с начинающими обусловливает
вариантность модели его проведения. Однако некоторые элементы являются
обязательными. Так, занятие с детьми младшего школьного возраста немыслимо в
отрыве от физкультурно-оздоровительных технологий, реализуемых в виде динамических
разминок, пальчиковых игр, гимнастики для глаз. Целью таких «спортивных
вкраплений» является укрепление здоровья, повышение умственной и физической
работоспособности, формирование стрессоустойчивых форм поведения. Эффективность
физкультурно-оздоровительных технологий усиливается за счет имеющегося в
кабинете фортепиано спортивного инвентаря: шведской стенки, гимнастического мата,
детского фитбола с ручками или рожками. Сенсорную чувствительность и моторные
функции рук дошкольников и младших школьников помогут улучшить детские кистевые
массажеры-эспандеры.
Динамическая разминка уместна в начале урока: она позволяет настроить
ребенка на положительный лад и снять напряжение. Разминка может включать
упражнения под музыку с фитболом (наклоны в стороны, повороты, пружинки на мяче
и т.д.), упражнения для укрепления «мышечного
корсета» и формирования правильной осанки (в том числе у шведской стенки, с
мешочком на голове), а также упражнения для мимических мышц. Обычно выполняются
3-4 нетрудных упражнений, количество повторений составляет 4-5 раз. Для формирования рационального дыхания, укрепления
сердечно-сосудистой системы и повышения тонуса организма подойдет дыхательная гимнастика
по методике А.Н. Стрельниковой (2-3 упражнения в течение одного урока). Физкультминутки
можно устраивать и в середине занятия, когда внимание учащегося притупляется, а
длительное пребывание тела в одном положении за инструментом требует разрядки. Для
гиперактивных учащихся вместо динамических минуток показано проведение
релаксации под музыку.
После разминки нужно перейти к пальчиковой
гимнастике, что подготовит пианистический аппарат ребенка к игре на
инструменте. Пальчиковая гимнастика улучшает цепкость пальцев, освобождает плечевой
пояс, укрепляет локтевой и кистевой суставы, развивает координацию. Различают
несколько типов пальчиковых упражнений:
·
упражнения за столом
(педагог произносит текст, а ребенок отстукивает ритм пальчиками по столу
согласно цифровке);
·
показ фигур из
пальцев;
·
пальчиковые игры на
фиксирование произносимых действий;
·
пальчиковый театр, во
время которого разыгрываются целые представления на сказочные сюжеты (например,
«Репка», «Теремок», «Колобок» и т.д.) с участием пальчиковых кукол.
После работы малыша с нотным текстом (чтение с листа, исполнение
произведения по нотам) нужно обратиться к гимнастике для глаз, снимающей с них напряжение,
улучшающей кровообращение, тренирующей наружные и внутренние глазные мышцы. Набор упражнений
включает такие несложные действия как зажмуривание (сесть на стул, крепко зажмурить глаза на 3–5
секунд, а затем открыть их на это же время), частое моргание, легкий
массаж век, чередование взгляда вдаль и вблизь (встать, вытянуть
руку вперед, посмотреть на указательный палец, после чего медленно приблизить его к глазам
до тех пор, пока изображение не начнет двоиться), «стрельба глазами» (движения глазами вправо-влево,
вверх-вниз) и т.п. Каждое из
упражнений повторяется 5–6 раз.
Важное место на уроке
фортепиано с малышами отводится ритмопластике, позволяющей украсить урок
танцевальными движениями. Целесообразно разучить с учащимися шаг польки,
кружение вальса, маршевую поступь. В дальнейшем возможно сочинение танцевальных
па к разученному произведению на инструменте.
Благотворное воздействие физических
упражнений многократно увеличивается в результате соединения с художественным
словом и музыкой. Все эти компоненты содержит в себе логоритмика – система
двигательных упражнений в сочетании с речевым текстом на фоне музыки. Пульсация,
с которой связаны движения и звучащая музыка, вызывает согласованную реакцию
всего организма. Это способствует развитию речевой функциональной системы и
психических процессов, моторных и сенсорных функций, укрепляет
опорно-двигательный аппарат, воспитывает чувство равновесия, формирует красивую
осанку. Перед выполнением упражнения учащийся исполняет мелодию на инструменте,
затем играет ее и поет, а далее поет и показывает движения.
На уроке фортепиано могут успешно
применяться экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на
создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, установление
гармоничных взаимоотношений с природой. В музыкальной школе это воплощается в обустройстве
в кабинете уголка живой природы с комнатными растениями и аквариумом. Из
растений нужно отдать предпочтение хлорофитуму, азалии, сансевьере, герани, гибискусу,
алоэ, мурайе, спатифиллуму и др., которые очищают воздух, нормализуют давление, улучшают физическое
состояние. Рыбки идеально подходят к условиям фортепианного класса, т.к. не
издают отвлекающих звуков, не вызывают аллергических реакций и не требуют
специального ухода. Наблюдение за ними сделает школьников более спокойными и
уравновешенными, поможет справиться с усталостью, а также благоприятно скажется
на состоянии глаз. Особенно полезное воздействие оказывают рыбки на учащихся,
страдающих неврозами и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Кроме того, аквариум является естественным увлажнителем воздуха в кабинете,
благотворно влияя на органы дыхания.
Комнатные растения и аквариумные рыбки не
только способствуют осознанному восприятию растительного и животного мира, но и
служат источником непосредственных художественных впечатлений. Они становятся
героями первых сочиненных детьми фортепианных миниатюр и песенок, дают
неисчерпаемые темы для импровизаций в разных ладах, ритмах, темпах, регистрах в
донотный период обучения. В дальнейшем пейзажные зарисовки и пьесы
«музыкального зоопарка» составят основу педагогического репертуара начинающих
пианистов. Их исполнение, продвигая учащихся в техническом и эмоционально-образном
ключе, в то же время формирует бережное отношение к природе и своему здоровью.
К экологическим здоровьесберегающим
технологиям относится рисование на темы
флоры и фауны (для работы красками можно выделить одну из стен кабинета, где детям
предоставляется полная свобода творческого выражения), приобщение к ухаживанию
за комнатными растениями, слушание звуков природы во время релаксации.
Педагог должен обеспечить психологически
комфортное состояние ребенка на занятии: разговаривать доброжелательным тоном,
располагать к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в
исполнительской деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон урока,
моделирует ситуацию успеха. Большое значение имеет чувство юмора педагога,
помогающее формировать у учащегося позитивный взгляд на мир и процесс обучения.
Уместно вводить в урок элементы сказкотерапии и куклотерапии, объяснять
материал в игровой форме. «Помощником» преподавателя на уроке может стать кукла
или мягкая игрушка, а высказанные от их лица замечания облегчат усвоение
учебной информации, снизят негативный заряд критики. Преподаватель фортепиано
должен владеть техникой педагогической психотерапии, в частности, эмоционально-разрядочными
и эмоционально-подзарядочными приемами,
оказывая ребенку всестороннюю
психолого-педагогическую поддержку, помогая
ему сохранить и восстановить психологическое здоровье.
К ожидаемым результатам
музыкально-оздоровительной работы на уроке фортепиано с начинающими относятся:
·
развитие музыкальных и
творческих способностей ребенка;
·
эмоциональное
благополучие личности;
·
речевое развитие;
·
снижение процента
заболеваемости;
·
увеличение физической и
умственной работоспособности.
Подводя итог, следует отметить, что
рациональная организация урока фортепиано с младшими школьниками с учетом
здоровьесберегающего фактора помогает избежать перенапряжения и переутомления
ребенка, сохранить его активность в течение всего урока, снимает проблему угасания
интереса к игре на инструменте. Внедрение здовьесберегающих технологий в
процесс фортепианного обучения предъявляет ряд требований к педагогу, который
должен владеть не только методикой обучения игре на инструменте, но и специальными
знаниями и навыками в области детского фитнеса, разбираться в анатомо-физиологических
и возрастных особенностях детей, обладать психолого-педагогической компетентностью.
Литература
1.
Аврамкова, И.С. Педагогические
инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных
учебно-методических пособий: автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.С. Аврамкова. – СПб., 2007. – 54 с.
2.
Емельянова, Г.А.
Упражнения-трансформеры: учебное пособие / Г.А. Емельянова. – Ростов н/Д:
Феникс, 2009. – 84 с.
3.
Игнатьева, С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения
учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы: дис. … канд. пед.
наук / С.Г. Игнатьева. – Чебоксары, 2010. – 266 с.
4.
Смирнов, Н.К.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.:
АРКТИ, 2003. – 272 с.
5.
Юдовина-Гальперина, Т.Б.
За роялем без слез, или Я - детский
педагог / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: Композитор, 1996. – 192 с.