Философия/6. Философия науки.
Сарсенбеков Н.Ж., Алпысбаев Д.Н., Аким А.А.
Карагандинский государственный медицинский университет,
Казахстан
Взаимосвязь философии и медицины
Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны
жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков
и естествоиспытателей. Еще Гиппократ – «отец медицины» - говорил: «Медицина столь же мало
может обходиться без общих истин философии, сколь последняя – без доставляемых
ей медициной фактов».
Философия и медицина одинаково древние
по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского
и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в
трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей на всем
протяжении истории культуры.
Медицина нуждается в укреплении связей с
философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития
предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал
медицину «колыбелью материалистической философии». Взаимосвязь медицины и
философии началась давно, с момента появления первых явных признаков
абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается в наши дни.
Все базовые теории современной медицины,
так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные
постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские
исследования (философская антропология, философия сознания, социальная
философия) лежат в основе:
-
медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации -
общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с
биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением
человека к общественной жизни),
-теории
детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов,
происходящих в организме),
-теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей
патологии.
Философскими основами клинической медицины становится так
называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения,
реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека
как психо-био-социального существа. В качестве философской основы
профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории
гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская
теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии,
клинической практики.
Современная философия выступает в качестве методологического
фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные
исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой
системы - человека. На первый план в деятельности современного врача выступает
диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный
подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения
реабилитационного периода.
Философия и медицина связаны между собой
издавна: первая представляет собой наиболее отвлечённое от всех частностей
знание; вторая - знание наиболее практичное, целью которого выступает
сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь
философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше,
если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента.
Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные
условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной.
Со своей стороны врачи в разные исторические эпохи вдохновлялись
представлениями о природе, социуме и человеке высказанными философами. Тут возникает тема
культурно-исторической связи философии и медицины.
Задача философии медицины, конечно, не
сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в
связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов,
врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных
и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять
диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы
хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить
взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в
лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам - правильно
поставить диагноз и назначить лечение. Развитие медицины дает огромный материал как для
обобщений новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человеческого
организма в норме и патологии, так и для подтверждения философских
закономерностей, обогащения материалистической диалектики новыми выводами и
понятиями и дальнейшего углубления и уточнения ее категорий. Медицина входит в
комплекс наук о человеке, являясь частью «человековедения».