Салханова Ж.Р.

Семипалатинский государственный педагогический институт, Казахстан

Композиционные основы дизайнерской деятельности

 

Композиция в дизайне выступает как средство, язык и метод художественной деятельности. Композицией можно назвать и результат творчества, и его процесс.

Дизайн можно рассматривать в качестве творческой деятельности, целью которой является образование гармоничной предметной среды, служащей удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Для достижения этой цели необходимо, чтобы предметное пространство было организовано в виде определенной системы, некой композиционной целостности.

Целостность, как объединяющее явление, проявляется везде: в природе, обществе, различных отраслях знаний,  искусстве и выступает как диалектический закон.

Целостность является основным законом композиции в изобразительном искусстве, дизайне. Под композиционной целостностью следует понимать передачу, посредством композиционного построения, основного замысла, идеи произведения, единое образное решение. «В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет … и многое другое», - пишет Сокольникова Н.М. (6, 14). К вышесказанному мы хотим добавить, что неотъемлемым условием успешного композиционного решения является поиск и нахождение оптимального соотношения частей, элементов композиции и целого. При этом второстепенное обязательно должно быть подчинено главному.

 Говоря о целом, следует упомянуть о стилевой целостности. Стиль – это объединение элементов, в которых прослеживается одна общая идея. «Устойчивые особенности элементов и их взаимосвязь составляют стилевое единство» (3, 18).

Основной особенностью закона целостности является неделимость. То есть композицию нельзя рассматривать как сумму частей или элементов целого, из нее нельзя изъять и к ней нельзя добавить что-либо без ущерба для целого. Она наделяется художником, так называемой, общей конструктивной идеей, которая объединяет все компоненты будущего произведения в одно единое целое. В связи с этим Безмоздин Л.Н. пишет: «…обеспечение «композиционной целостности» - это уже решение определенной художественной задачи, ибо нет абстрактной композиции, она всегда решается на основе той или иной образной системы» (2, 183-184). То есть, образное решение является основой любого композиционного построения. Но композиционная идея в дизайне не возникает сама по себе, она зависит, прежде всего, от характера проектируемого объекта, от его предназначения и функциональности.

Основные законы и правила композиции являются общими для различных видов искусств, но, в зависимости от вида искусства, они могут проявляться в большей или меньшей степени. Так, например, закон целостности является основным законом композиции, как в изобразительном искусстве, так и в дизайне. Что касается закона типизации (закон жизненности), то он характерен и в большей степени применим для композиции произведения изобразительного искусства, хотя может распространяться и на объект работы художника-дизайнера.

Закон новизны, по нашему мнению, одинаково действует и в изобразительном искусстве, и в дизайне. Творение художника-дизайнера должно быть неповторимым,  новым, не в функциональном предназначении вещи, но по своей художественности.  Наиболее полно этот закон может проявляться в работах частных дизайнеров, поскольку их произведения обычно наделяются качеством эксклюзивности. В меньшей степени проявление этого закона мы можем наблюдать в продуктах промышленного дизайна.

Закон контрастов также является одним из важных законов композиции и определяет ее выразительность. Контрасты обладают особой силой психологического и эмоционального воздействия на человека при восприятии им произведения искусства или продукта дизайнерской деятельности. Закон контрастов базируется на сочетании противоположностей в одной композиции. Так, можно назвать следующие виды контрастов: контраст величин (размеров), контраст зрительного веса предметов, тоновой и цветовой контрасты, контраст плоскости и объема, контраст фактур, материалов. Закон контрастов используется художниками для выявления главного в композиции. Очень наглядно он демонстрируется в произведениях изобразительного искусства, в творениях великих художников, например таких, как Веласкеса «Сдача Бреды», Пикассо «Девочка на шаре» и т.д. Очень важно правильно использовать закон контрастов в дизайнерской деятельности.

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу предполагает подчинение организации произведения идейному содержанию. Это, в свою очередь, требует от художника-дизайнера не только практического мастерства, но и разностороннее развитие, активность мышления.

Все вышеназванные законы объективны, независимы, неизменны, они исходят из всеобщих законов природы, общества, мышления, истории и существуют в тесной взаимосвязи между собой.

Существуют также правила композиции. В отличие от законов они менее устойчивы, устанавливаются людьми, способны изменяться, зависят от специфики того или иного вида искусства. В дизайне правила служат для передачи характера того или иного продукта дизайнерской деятельности.

Так, для достижения целостности композиции важно выделить композиционный центр (доминанта, фокусная зона) – то главное, на что должно быть обращено внимание зрителя по замыслу художника. Выделение композиционного центра является одним из основных правил в дизайнерской деятельности. Композиционный центр не всегда может быть геометрическим центром, но он – есть смысловой центр, поэтому должен быть четко выраженным, ему должны быть подчинены все второстепенные элементы, усиливая общее воздействие композиции на зрителя. Фокусная зона может быть выделена за счет размеров, четкости очертаний, яркости цвета, тоновых контрастов и т.д.

Уравновешенность (баланс) – является не менее важным правилом композиции в дизайне. Существуют понятия физической и зрительной устойчивости. «Физическая устойчивость – это механическая устойчивость элементов, составляющих дизайн» (3, 20). Зрительный баланс – это равновесие в дизайне, достигаемое «путем правильного расположения предметов с различным визуальным весом» (там же). Уравновешенность в асимметричной композиции может быть достигнута путем правильного соотношения тоновых и цветовых пятен и их размеров.

Использование ритма – правило, которое так же имеет большое значение в дизайнерской деятельности. Ритм – это закономерное чередование элементов, их повторение, приводящее к гармонии, порядку и придающее объекту дизайна динамичный характер. Ритм может быть линейным, тоновым, цветовым. Чередование размеров элементов композиции так же является ритмом. Характер ритма обуславливается размерами и количеством повторяемых элементов, и в зависимости от этого он может придать композиции либо относительный покой, либо интенсивное движение.

Единство стиля – неотъемлемое условие успешной дизайнерской работы, важное композиционное правило. Присутствие стиля в произведении художника-дизайнера подразумевает наличие целостности (идейной, конструктивной, структурной), благодаря которой все элементы дизайна воспринимаются не по отдельности, а в ансамбле. Стиль – это своего рода «красная нить», проходящая через все элементы композиции дизайна и объединяющая их, это общая идея произведения.

Таким образом, дизайнерская деятельность базируется на объективных законах композиции, которые, в свою очередь, вытекают из общих основополагающих законов природы, общества, мышления и истории. Художник-дизайнер воплощает свой замысел в материале, используя основные композиционные правила, приемы и средства, которые, преображая форму, позволяют вещи органично включиться в предметно-пространственную среду. Дизайн, как было сказано выше, является творческой деятельностью, поэтому каждый художник-дизайнер, используя те или иные правила, приемы и средства в своем творчестве, варьирует их между собой и дополняет их собственным видением и своими средствами творчества, наделяя тем самым проектируемую вещь некой индивидуальностью и неповторимостью.

Литература

1.  Барташевич А.А., Дягилев Л.Е., Климин Р.М. и др. Основы композиции и дизайна мебели / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –

192 с.

2.   Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: «Фан», 1990.

3. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: Красивые вещи «hand-made» / Серия «Стильные штучки». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.

4.  Грожан Диана Справочник начинающего дизайнера / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

5.   Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 80 с.

6.   Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: В 4 частях, часть 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.

7. Художественное проектирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд»; под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина - М.: Просвещение, 1979.

8.    Шорохов Е.В. Основы композиции - М.: Просвещение. 1979.