Д. филол.н. Нурахметов Е.Н.

Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата

Роль эмоции в создании картины мира художественного текста

Картина мира - это обобщенное дискретное представление человека об окружающей действительности, знание законов природы и общества, отношение к предметам и явлениям реального мира.

Термин "картина мира" нередко употребляется как синоним терминов "мировоззрение", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "миропонимание". А.Г.Спиркин предлагает различать эти понятия, так как, по его мнению, "общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности" (Спиркин, 1973, С.375), а для мировоззрения "характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру" (Там же, С.375). Как видно из вышеприведенного высказывания А.Г.Спиркина, автор под общей картиной мира подразумевает научную картину мира и социально-историческую картину действительности. При этом в общей картине мира отсутствует эмоциональный компонент.

 В отличие от А.Г.Спиркина представляется возможным иначе определить картину мира. Прежде всего человеческое познание включает как рациональные, так и чувственные формы. Эмоции являются одной из форм отражения действительности.

Картина мира - это целостная система представлений о мире, поэтому эмоциональный компонент обязательно присутствует в ее формировании. По-нашему мнению, общая картина мира включает в себя не только естественно - научную подсистему, социально - историческую, но и художественную, этническую и донаучную, т.е. религиозную, либо мифопоэтическую (Гуревич, 1984, Раевский, 1986). Ясно, что доля присутствия эмоционального компонента в этих подсистемах различна. Можно предположить, что в наиболее отчетливом варианте эмоциональный компонент присутствует в художественной картине мира и, следовательно, в художественном тексте как одном из видов воплощения художественной картины мира.

Эмоции играют важную роль в познании мира и его осмыслении(Шингаров, 1971, Симонов, 1975, Леонтьев, 1971, Изард, 1980, Додонов, 1978, Галунов, 1978). Эмоции еще не являются формой познания, но они вызывают в сознании определенное переживание, т.е. переживание человеком его отношения к самому себе, к реальной действительности, к познанию и деятельности. Картина мира, свойственная определенной эпохе и определенному обществу, обязательно включает в себя ценностные ориентации человека, оценку себя, окружающего мира и деятельности в самом широком понимании этого термина (Леонтьев, 1975). Ценностные ориентации необходимым образом содержат эмоциональное отношение.

Ценностные ориентации распределяются по оппозициям: добро - зло, труд - праздность, трудолюбие - леность, богатство - бедность, честь - бесчестье, красота - уродство, жизнь - смерть и т.д. В этих оппозициях один из членов является негативным в картине мира, другой - позитивным и соответственно эмоционально окрашен.

Известно, что существует классификация эмоций на положительные и отрицательные. Эта классификация не может считаться абсолютной, так как в зависимости от ситуации одна и та же эмоция может быть для индивида положительной или отрицательной. В этой классификации отразилось представление о том, что является положительным для общества, т.е. радость, удовлетворение, любовь и т.п. Однако, например, положительным может оказаться в определенных обстоятельствах "справедливый гнев", "благородная ярость" и т.п. Таким образом, в конкретную эпоху существует корреляция между членами оппозиций ценностных ориентаций и их эмоциональной окраской, но эта корреляция не свидетельствует о постоянной жесткой закрепленности определенных эмоций за определенными человеческими ценностями.

В различных классификациях эмоций сочетаются два принципа: оппозитивный и зонный, которые дополняют друг друга (Wundt, 1922). Кроме того, важно отметить, что эмоции образуют комплексы и согласно К.Е. Изарду "одна эмоция может вызвать другую и что эмоции часто возникают в комплексах или комбинациях" (Изард, 1980, С.115). Эти положения являются существенными при анализе восприятия художественного текста.

Художественный текст представляет собой реализацию художественной картины мира (т.е. части общей картины мира) средствами языказ многочисленных исследований известно, что эмоции могут быть переданы различными языковыми средствами(Арутюнова, 1976, Балли, 1961, Носенко, 1975, Fопаgу, 1983, Léоп, 1976) и проявляются они в речи в тесной взаимосвязи.

Текст берется за отправную точку анализа(Болотов, 1981), однако же автор рассматривает эмоциональность только как отклонение от нормы. Он утверждает: "Анализ фактического материала показал, что вербализация в тексте ненормативных отношений... приводит к эмоциональному воздействию текста на адресата и наблюдателя" {Там же, С.99). Мы не можем согласиться с этой точкой зрения, так как любой текст оказывает то или иное эмоциональное воздействие на адресата (это в равной степени относится к научным, художественным, публицистическим текстам и к обиходно-разговорной речи).

Текст можно определить как сложную систему (Торсуева, 1986). Содержание текста представляет собой отражение некоторого фрагмента реальной действительности. ″Смысл текста включает в себя и оценку данного фрагмента, как интеллектуальную, так и эмоциональную. Следовательно, конкретные эмоции входят компонентом в смысловую структуру текста" (Там же, С.120).

Основываясь на вышеприведенном высказывании И.Г.Торсуевой, возможно построить некоторую процедуру исследования текста с точки зрения передаваемой в нем эмоциональной информации. При этом следует исходить из текста как целого, так как только на полном объеме текста можно определить соотношение различных видов информации. Представляется, что эмоциональная окраска сопровождает как содержательно-концептуальную, так и содержательно-фактуальную информацию. В зависимости от распределения информации по фрагментам текста имеется смена эмоциональных кадров, но при этом может существовать некоторая эмоциональная доминанта текста. Особенно явно это должно прослеживаться на материале художественного текста.

По нашему мнению, эмоциональная доминанта текста является результатом воплощения авторской позиции, связана с авторской оценкой изложенного, следовательно входит составной частью в содержательно-конептуальную информацию. Однако же сама авторская позиция не может расцениваться как абсолютно субъективная, так как мировоззрение автора формируется определенной исторической эпохой, социальными категориями общества, членом которого он является, картиной мира, носителем которой является данное языковое сообщество. Автор как выразитель идей своего времени естественно воплощает в тексте современную ему картину мира, в то же время самостоятельно создавая неповторимую картину мира своего художественного текста. На автора не может не оказывать воздействия та оценка, в частности, эмоциональная, которую разделяют в данное время члены данного общества или отдельной социальной группы. Кроме того, в каждой культуре, в каждой картине мира имеются надвременные категории, такие как жизнь и смерть, добро и зло, красота и уродство и т.п.

Неправомерно было бы связывать эмоциональную окраску текста только с содержательно-концептуальной информацией. "Содержательно - фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, которые будут происходить в окружающем нас мире" (Гальперин, 1981, С.27). Среди различных классификаций эмоций существуют и такие, в которых эмоция поставлена в зависимость от действия, потребности, поведения (Симонов,1975). Определенные действия связаны с определенными змоциями. В художественном тексте мы как бы имеем обратную картину, т.е. описываются некоторые действия, которые вызывают у адресата соответствующие эмоции.

Таким образом, автор текста кодирует определенными языковыми средствами свое собственное эмоциональное отношение к событиям текста, персонажам и т. д., и в то же время он стремится вызвать у адресата текста эмоции, созвучные авторскому замыслу, так что одновременно осуществляется экспрессивная функция, т.е. функция самовыражения и функция воздействия.

 Адресат - это всегда интерпретатор, независимо от того, осуществляется ли интерпретация бессознательно или на осознанном уровне, уровне анализа текста. Восприятие не может быть пассивным процессом, необходимо, чтобы существовал встречный процесс, т.е. деятельность индивида по отношению к воспринимаемому объекту, в данном случае - к тексту художественного произведения. Интерпретация - это выбор концептов из ряда возможных для данного текста. С выбором концептов связан и эмоциональный выбор, т.е. выбор переживания, которые может вызвать текст.

Данные положения являются особенно важными, когда изучается звучащий текст, т.е. звучащий вариант художественного произведения. Предложить диктору текст для прочтения - это значит предложить его для интерпретации. Таким образом, фонетист имеет в звучащем варианте не только авторский замысел, но и интерпретацию этого замысла одним или несколькими носителями языка.

Литература:

1 .Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл.-М.: Наука, 1976.-383 с.

2. Балли Ш. Французская стилистика.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961.-394с.

3. Болотов В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и языковой вариативности.-Ташкент:Фан, 1981.-116с.

4. Галунов В.И. Речь, эмоции, пичность: проблемы и перспективы //Речь, эмоции, личность.-Л.:Наука, 1978.-С.3-13.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.-М.:Искусство,1984-350 с.

6. Гальперин И.Р.Текст каи объект лингвистического исследования.- М.: Наука,1981.-139 с.

7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.:Политиздат,1878.-272 С.

8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.:Изд-во МГУ, 1980. - 439с.

9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивации, эмоции.-М.:Изд-во МГУ,1971.-41 с. 10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.:Политиздат, 1975.-304 с 11. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры.- М.: Наука, 1986.-256с.

12.Симонов П.В.Теория отражения и психофизиология эмоций.-М.:Наука,1975-141с.

13. Спиркин А.Г. Мировоззрение //Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия,1973. -С.375-376.

14. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. непропетровск: Изд-во ДГУ,1975. -132с.

15. Торсуева И.Г. Детерминированность высказывания параметрами текста // Вопросы языкознания.-1986. -N1.-С.65-74.

16. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.:Наука,1971.-223с.

17. Wundt W. Brudrisse der Psychologie. –Leipzig: Akroner,1922.-431 p.

18. Léon P. De l`analyse psychologique à la catéorisation auditive et acoustique des émotions dans la parole // Journal de psychologie.-1976.-3-4.-p.305-324.

19. Fonagy l. La vive voix.-Paris: Payot, 1983.-364 p.