Нагачевская С.А.
Одесский медицинский
университет
Функциональная специфика имени
собственного в художественном тексте
Важным
обстоятельством, которое необходимо учитывать, обращаясь к изучению
функциональной специфики имени собственного в художественных текстах, является
тот факт, что исследуемые тексты принадлежат к различным
функциональным стилям языка. Хорошо известно, что имя собственное
значительно варьируется по функциональным стилям и типам речи, в которых
проявляются социолингвистические параметры имяупотребления: сословные,
ареальные, нормативные, социально-групповые, ситуативные и т.д. Поэтому в
исследованиях нужно исходить из учёта обоих аспектов стилистики: структурного и
функционального. Структурный аспект, предполагающий изучение стилистики единиц
и последовательностей (вплоть до текстовых), представляет собой
по сути “стилистику коннотаций, средств и способов достижения стилистического
эффекта, иначе - стилистику ресурсов” (Кожина М.Н.). Функциональный же
определяет стилистику закономерностей использования языковых средств,
обусловленных задачами общения в той или иной сфере.
Данный
аспект предусматривает две ступени анализа. Во-первых, узкотекстовую,
“микрофункциональную”, изучающую закономерности
сочетания языковых средств, имеющих стилистический эффект в рамках узкого
подтекста или “микроконтекста”. Во-вторых, ступень функциональных
разновидностей языка, функциональных стилей как сложившихся речевых
организаций, которые образуются в результате реализации
определённых в каждой из разновидностей типов текстов принципов отбора и
сочетания языковых средств разных уровней и создают общую специфику
речи, обусловленную экстралингвистической основой.
Особенности
каждого функционального стиля давно уже позволили противопоставить
литературно-художественный стиль всем остальным по наличию в литературных
текстах особой семантической осложнённости, многоярусной композиции и
эстетической функции слова, организующей весь контекст художественного
произведения. Благодаря этому достигается особая глубина поэтического слова,
его многоплановость, полифоничность.
Имя
собственное относится к наиболее выразительным, ярким и специфическим элементам
стиля. Поскольку любое художественное произведение представляет собой
“автономный вербальный мир”, слова, в том числе и имена собственные,
приобретают в нём свою собственную значимость. Специфика
образно-художественного осмысления слова сказывается и на функциях собственных
имён, включенных в состав литературного произведения.
Функциональная
перестройка литературной ономастики обусловлена качествами коммуникации.
Главным образом тем, что повседневное общение представляет собой в значительной
степени естественную функцию языка, в то время как литературная коммуникация -
это артефакт. По существу функциональная трансформация имени собственного в
литературе состоит в том, что “приоритет дифференциации отступает под натиском
стилистики” (Карпенко Ю.А.). В результате стилистической актуализации слово
приобретает дополнительное содержание, не свойственное ему как дискретной
единице языковой системы.
Стилистическая
функция имени проявляется двояко: информационно-стилистическая опирается на
коннотации имени социального, локального, национального и др. планов,
эмоционально-стилистическая основывается на том, что имя выступает как средство
характеризации, оценочного отношения и эмоционального воздействия.
Широкое
использование в художественных текстах имён собственных, имеющих
мифологическую, сакральную, фольклорную, поэтическую “историю” употребления
основывается на возможности взаимодействия наработанных ассоциаций с
контекстом. При этом выполнение стилистических функций может опираться на
коннотации, накопленные именами в результате их функционирования, актуализацию
связей онимов с определёнными текстами, оживление этимологии и другие приёмы.
Культурный фон таких имён становится дополнительным планом демонстрации мотивов
и идей художественного произведения. Стилистически значимым представляется
принцип отбора и группировка онимов, вовлекаемых в произведение, их временная и
локальная отнесённость.
Имя
собственное, таким образом, является одним из наиболее выразительных и
специфических элементов стиля, функционирование которых определяется
качественными характеристиками коммуникации. Способность имени накапливать
коннотации как общеинформационного, так и эмоционально-эстетического плана
позволяют ему выполнять многообразные стилистические функции в художественных
текстах, участвуя в их семантической организации.