Скопкарева С.Л.

ИПК и ПРО УР, г. Ижевск,Российская Федерация

 

Эпистолярное общение  (к проблеме эпистолярного жанра).

Технизация общества закономерно привела к тому, что современный человек практически полностью отказался от эпистолярного общения. И это вполне объяснимо, поскольку время скоростных ритмов активизировало более оперативные средства общения такие, как сотовая связь, SMS – сообщения, электронная почта и др. Как видим, маргинализационные процессы коснулись и эпистолярного жанра. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня мы часто не знаем почерка друзей, а дети, внуки не знакомы с почерком дедушки и бабушки. Растет поколение не читающее и не пишущее, а слушающее и смотрящее. И эту серьезную проблему предстоит решать, прежде всего, учителю – словеснику.

Чтобы поправить сложившееся положение дел, был объявлен Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», организованный ФГУП «Почта России» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета». Учителя – филологи с готовностью отозвались принять участие в ежегодном конкурсе. Так, возникла необходимость научить детей писать письма, а самое главное уметь думать над письмом, ибо процесс этот длительный, требующий вдумчивого подхода.

Культура создания текста письма существовала издавна. Об этом красноречиво свидетельствуют письмовники, представляющие в старину сборники образцов для составления писем. Это является подтверждением того, что эпистолярному общению обучали специально и сегодня это тоже является назревшей потребностью.

Что же такое письмо? В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь; умение писать. Как известно, письмо – это особый жанр, требующий приобретения опыта по созданию личностного текста, в котором непременно будет востребована личность. Личностный текст создается благодаря ничем не скованному процессу письма, когда пишущий позволяет себе идти на риск и экспериментировать со словом. Эмоциональное вчувствование адресанта в воссоздаваемый текст является характерным признаком письма. Текст обязательно оформляется на бумаге и подлежит прочтению (адресантом и адресатом) как еще один взгляд на мир. В этой связи особый интерес представляет эпистолярное наследие известных писателей, что позволяет не только проникнуть в их творческую лабораторию, но и постигнуть внутреннюю рефлексию. В этом случае письмо предстает перед нами как философский дневник личности.

Обучаясь основам эпистолярного общения, учащиеся расширяют свое представление об одном из жанров разговорного стиля языка, находящего воплощение в жанре частного письма. Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии. В зависимости от целевой установки в различных типах писем на первый план могут выдвигаться черты делового или публицистического, разговорного или художественного стилей. Это позволяет говорить о характерных признаках эпистолярного жанра. К их числу следует отнести, прежде всего, экстралингвистические факторы:

-передача определенной информации;

-установление контакта;

-выражение эмоций, чувств адресанта;

-воздействие на адресата;

-дистантность общения собеседников в пространстве и времени, передача информации на расстоянии;

-письменная форма общения;

-адресованность конкретному объекту речи;

-ориентация на отношения адресата и адресанта.

Названные экстралингвистические факторы определяют специфику языковой формы писем. Сюда следует отнести:

-стандартизованное композиционное построение (зачин, информативная часть, концовка) и использование в отдельных частях стандартизованных речевых этикетных формул (приветствия, обращения - в зачине; прощания, пожелания, подписи – в концовке);

-монолого – диалогический характер повествования (этикетные формулы ориентированы на диалог, информативная часть письма в основном строится как монолог, но и в ней отражаются элементы диалога: вопросительные предложения, ответы на вопросы и т.п.).

--свобода сочетаемости разговорных и книжных средств.

Осознание учениками названных специфических признаков письма позволяет обратиться к конкретным приемам создания данного жанра. В этой связи целесообразно представить алгоритм последовательных действий в ходе создания эпистолярного текста:

1.               В тексте письма важно представить оценку собственной жизненной позиции.

2.               Необходимо обосновать личностное восприятие полученной информации.

3.               Композиционная выстроенность текста письма, как правило, сопоставима с организацией любого письменного текста (вступление, основная часть, заключение). При этом фрагментарность и мозаичность содержания отличает основную (информативную) часть письма, а информативная функция нередко вытесняется эстетической.

4.               Завершается письмо сообщением информации об ожидании письма – ответа.

Усвоенный детьми алгоритм создания письма позволяет им на практике убедиться в необходимости его использования. Так, происходит формирование и осознанное применение полученных умений и навыков письменного оформления речи в жанре частного письма.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что письмо в совокупности обозначенных выше признаков являет собою отражение своеобразия и неповторимости индивидуального стиля адресанта, а также его неповторимых различных граней личности.

И все – таки в эпоху Интернета, новейших информационных технологий и сотовой связи маленькое чудо – почтовый конверт – не ушел из нашей жизни, а наоборот, вновь становится неотъемлемой частью современного бытия. Специалисты Всемирного почтового союза утверждают, что количество писем к концу 2005 года должно увеличиться на 2%, то есть в масштабе планеты – на сотни миллионов. А значит, возрождаются эпистолярные традиции и этикет, вновь входит мода на письмо, согретое теплом рук, наполненное душевным светом.

 

Литература

 

1.           Захарова В.Е. Стилистика эпистолярного жанра (на материале писем А.П. Чехова). – Глазов, 1991.

2.           ЛЭС. – М., 1987. – С. 512.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987. – С. 20, 447.

4.     Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.