Магадеева Р.С.

Сибайский институт (филиал) государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Башкирский

государственный университет», Россия

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В настоящее время глобализация уже неизбежна. Современные изменения в мире содействуют ей и имеют как положительный, так и отрицательный характер: научно-технический прогресс сократил расстояния между странами, повысил интеграцию народов, способствовал развитию цивилизации. Но, как пишет Н. А. Бердяев, «во всякой культуре, после расцвета и утончения начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, практической организации духа в сторону все большего ее расширения по поверхности земли.»

По Шпенглеру, смерть культуры – это рождение цивилизации. Если ссылаться на Шпенглера, то мы можем наблюдать кризис нашей культуры, особенно в духовной сфере. Стремление к материальной наживе, подражание западническим настроениям (пропаганда примитивных инстинктов, главенство материальных ценностей над духовными – все это наполняет наши СМИ.) Заполненность телевизионных экранов американскими фильмами и программами, пропагандирующими насилие, жестокость, беспорядочный секс и другие пороки ведут к опустошенности, депрессивному состоянию и бездуховности нашего общества. А ведь одна из первых отличительных черт российского менталитета – это духовность. Духовность – это особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость, когда он ведет внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

В фокусе духовной сферы человек как субъект, как носитель культуры, как родовое существо и как индивидуальность, личность с ее системой ценностей. Духовность человека, бесспорно, следствие его социальности. Она немыслима вне связи с другим, вне субъект-субъектного отношения, вне общения. Духовность нравственно окрашена и все ее проблемы подлежат нравственной оценке. Мир, его свойства в этой сфере интересуют человека не сами по себе, а в их отношении к субъекту.

Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка.

«Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская.

У Я. А. Коменского в духовной культуре народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Великий русский педагог Ушинский много вложил в духовное объединение прогрессивных педагогических сил в России. Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов – один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского. Педагог-демократ Макаренко считал закономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русским и украинским народами. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек».

Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык». Отбор учебного материала и организация деятельности служит для всестороннего и целостного развития личности. Важность заключается в активности личности в этой деятельности. Да, народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Активизация деятельности студентов на уроке иностранного языка может осуществляться путем погружения  их в иноязычную среду, разнообразием творческого подхода, развитием толерантности. Духовное воспитание студентов – процесс, основанный на личностно-ориентированную направленность, то есть на такие технологии, «целью которых (на всех этапах обучения) является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика. И преподаватель создает условия для этого, он сотоварищ, который направляет и помогает студенту самореализовываться и самосовершенствоваться.

Реализация цели воспитания духовности зависит от осуществления коммуникативной цели обучения. Взаимодействие студента и преподавателя формируется посредством живого диалога, это помогает раскрыть духовный потенциал студента,   Диалог, по мнению В.А. Сухомлинского, средство “духовного общения, обмена духовными ценностями”, это способ установления связи учителя с духовным миром учащегося. Различные виды работ (работа с малыми группами, дискуссия, ролевая игра) реализуют процесс развития личности. Авторитарный подход должен быть полностью заменен субъект-субъектной формой взаимодействия. Включение в программу большего количества литературы нравственно-эстетической направленности, которая помогла бы ученику найти духовный смысл бытия, развить чувство прекрасного и найти для себя приоритетные ценности. Принятие иной культуры должно проявляться в  духовной преемственности, и этому должен помочь, прежде всего, педагог как носитель духовной культуры.