Кондратенко О.А.
ХНПУ
имени Г.С. Сковороды
Стилистические фигуры
в поэзии Ф.И. Тютчева
Стилистические фигуры как важнейшие
способы повышения выразительности речи известны в языкознании с античных
времен, а к их анализу и классификации обращались многочисленные исследователи на протяжении многих столетий:
Квинтилиан, Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов, Д.Э. Розенталь, И.И.
Ковтунова и др.
Начиная с середины
ХХ века в связи с бурным развитием
лингвистики текста, интерес к
стилистическим фигурам получил второе
рождение. В многочисленных
исследованиях , посвященных их анализу, собран огромный языковой материал, осуществлена его систематизация и предложены различные
классификации этих
выразительных языковых средств.
Исследователи не раз отмечали, что свое наиболее
яркое отражение стилистические фигуры
проявили в поэтическом
тексте. С этой точки
зрения проанализированы
поэзия В.А. Жуковского, А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета.
Однако стилистическим особенностям тютчевских стихотворений исследователи уделяли
мало внимания. Между тем мастерство Ф.И. Тютчева в создании
образов, передаче настроения , психического
состояния в полной мере проявились в
его стихотворениях. В частности,
привлекает внимание обилие фигур в
чрезвычайно экспрессивных описаниях
природы и в любовной
лирике.
Актуальность данной темы
обусловлена необходимостью изучения функционирования стилистических фигур в поэзии Ф.И. Тютчева, так как они
являются ярчайшими
показателями индивидуального стиля
поэта.
Цель данного исследования – дать комплексную
характеристику системы
стилистических фигур, которые активно используются поэтом, а также
выявить специфику их
функционирования в поэтических
текстах русского поэта, развивающих две главные темы
его творчества. Это темы
природы и любви.
Исследование тютчевской поэтической
речи позволяет сделать следующие выводы :
1. Наиболее характерные стилистические фигуры для
стихотворений
пейзажной и любовной лирики Ф.И. Тютчева
являются : анафора (День- сей блистательный покров- День, земнородных оживленье ), стык (Давно ли грезилось весной, Весной и летом золотым), градация
(И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и
ревет ; Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и
целует, И золотит твои мечты),
синтаксический параллелизм и ассиметричный
параллелизм (Словно, ввек
ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей и любимой Человеческой душой. В этом
ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть
сочувственный прием), хиазм (И роковое их слиянье, И поединок роковой ; День вечереет, ночь близка, Уж поздно. Вечереет день), риторическое восклицание (О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим !). Излюбленным приемом
Ф.И. Тютчева – является повтор.
Виды их очень разнообразны – от повторения
одних и тех же слов, корней слов, слов- синонимов и функциональных синонимов, до повторения общего смыслового
содержания строф; они то
риторически приподняты, то
эмоционально снижены.
2. Гораздо беднее
представлены стилистические фигуры добавления – эпифора (Яркий
снег сиял в долине,- Снег
растаял и ушел; Вечный знак блестит в долине,- Знак увянет и уйдет),
тавтология (Чей это праздник так празднуешь
ты), оксюморон (Я был при ней, убитый , но
живой).
3.
В пейзажной лирике Тютчева
имеется значительная часть
безответных, медитативных вопросов, которые выполняют познавательную функцию. Это
вопросы о глубинной сути вещей,
об отдаленном пространстве и времени ( О чем ты
воешь , ветр ночной ? О чем так сетуешь безумно ?).
Для
тютчевской поэзии характерны
ряды альтернативных вопросов, которые не предполагают ни
ответа, ни выбора (Иль я
тобою околдован? Иль в самом деле я прикован К гранитной полосе твоей?). Такие ряды выполняют сложные поэтические
функции : рисуют картины, с разных сторон освещающие предмет речи,
намечают переходные грани между внешним и внутренним миром, выражают неуловимые переходы между явлениями, совмещение в
явлениях противоположных понятий.
4.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева ориентируется
на разговорность, что
определяет простоту, безыскусственность
и глубину ее эмоционального воздействия. И хотя
количественно эти средства не носят
подавляющего характера, однако
стилистическая и эмоциональная
роль их очень велика: они
определяют характерную для него
интонацию беседы. Живую непосредственность разговорной речи несут
повторы таких усилительных местоимений и наречий, как весь(вся,
все, всё) при указании на
абсолютную исчерпанность чего-нибудь (всю свою душу, всю
себя), такой (такое горе, такая страсти глубина), так (так пламенно, так горячо любившей).
5.
Характерным приемом для
любовной лирики Ф.И. Тютчева - является кольцо, выполняющее не только
мелодическую функцию, но и
логическую : тема, введенная первой строфой
без объяснения, получат свое
объяснение в последней строфе, обогащенная, мотивированная
образно-эмоциональным содержанием всего
стихотворения.
6.
Каждый стихотворный текст заключает некоторое
сообщение. Слова посредством которых
оно осуществляется, определенным
образом организованные. Отбор
их подчинен установке поэта на наиболее впечатляющее
выражение мысли и образа,
формированию того впечатления,
переживания, настроения, которое
испытывает поэт и , к которому он стремится
приобщить читателя.
Таким образом, как показало исследование, стилистические фигуры
выполняют важные
грамматические функции связи
предикативных единиц в структуре стиха,
строфы и стихотворения, а также являются
средством связи предложений в структуре сложного поэтического целого. Организуя связь микроконтекста с окружающим контекстом, стилистические фигуры выполняют текстообразующую функцию, способствуют повышению общей экспрессивности поэтического текста, организации его особой
ритмомелодики. Стилистические фигуры , искусно
примененные в поэзии Ф.И. Тютчева, помогают поэту максимально воздействовать на
чувства и эмоции читателя.