Филология
Манахова Т.Е.
Костанайский
государственный университет имени А.Байтурсынова
Стилистическое использование сложных предложений
В сложносочиненных предложениях простые предложения
связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Сочинительные
союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные. В
предложениях соединительными союзами выражаются разнообразные значения, чаще
других временные значения: одновременность и последовательность. Они могут быть
усилены обстоятельствами времени. Так, в предложении. Над озером блеснула тусклая зарница, и лишь спустя прокатился далекий
гром (К. Паустовский) значение последовательности
событий усилено обстоятельством времени. Временные значения нередко осложняются
дополнительными значениями причины и следствия, которые могут быть подчеркнуты
обстоятельством причины: В стародавние
годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина, и поэтому
никогда не вяла их красота. (К. Паустовский). В предложениях с
противительными союзами одно явление (событие) противопоставляется другим.
Правильный выбор, целесообразное употребление слов и
предложений является важной составной частью речевой культуры. Для того чтобы
наша речь отличалась высокой культурой, необходимо постоянно работать над
обогащением своего словарного запаса, строго относиться к выбору слов,
словосочетаний, предложений, не забывать об особенностях стиля,
соответствующего содержанию и цели высказывания. В речи слова и предложения
должны употребляться в строгом соответствии с их значениями и стилистической
окраской. Только в этом случае обеспечивается понятность и правильность
высказывания. Хорошее владение языком предполагает владение его синонимическими
средствами: с их помощью человек может по-разному выражать один и тот же смысл
или близкие смыслы. Значение тонких различий между значениями синонимических
слов и предложений позволяет при этом избежать построение
неправильных предложений. Например, можно сказать: Мальчик быстро выбежал из комнаты.- Мальчик стремительно выбежал из
комнаты.- Мальчик опрометью бросился вон из комнаты (все три предложения
выражают приблизительно один и тот же смысл) и нельзя: Мальчик в быстром темпе выбежал из комнаты, так как оборот в быстром темпе, помещаемый словарями в
один синонимический ряд со словами быстро,
стремительно, стремглав, опрометью и под., не
сочетается с глаголами, обозначающими движение
(сравните: играть в быстром темпе).
Сложносочиненные предложения используются во всех
функциональных стилях, но в разумной мере. В научном и
официально-деловом стилях шире употребляется сложноподчиненные предложения, в
разговорном и художественном стилях используются все виды сложных предложений,
при этом роль сложносочиненных предложений, как правило, в них более заметны.
Соотношение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в художественном
стиле во многом зависит от индивидуального стиля писателя.
В художественной речи сложносочиненные предложения
используются чаще всего для образного изображения действительности и для
передачи авторской эмоциональной оценки. Для этого стиля
характерны живописующие и эмоционально-оценочные предложения. Например: Вокруг клубились тучи, и все так же не
видимая глазом пыль беспрерывно оседала на землю. (Л. А. Фомин ); Теперь
уже не держат в клетках соловьев; но все же приятно послушать пение соловьев,
вырвавшись на денек из городского громкого шума (Соколов-Микитов).
В научном стиле используются информационные
сложносочиненные предложения, например: Высоколегированные
стали имеют пониженную электропроводность и
теплопроводность, и поэтому строгое соблюдение режимов сварки особенно важно.
В публицистическом стиле, для которого характерны
функция воздействия и информационная функция, используются как информационные,
так и эмоционально-оценочные сложносочиненные предложения, например: В Пятигорске у мемориала Павшим героям
образован почетный пионерско-комсомольский пост, и лучшие школьники города
здесь несут вахту (информационное
предложение); Исчезают деревья на наших
улицах, и при виде этого на душе становится скверно (эмоционально-оценочное
предложение). Для публицистики характерны также предложения, выражающие
волеизъявления: Родина дала тебе жизнь и
талант, и ты должен посвятить себя служению Отчизне.
В разговорном стиле употребляются сложносочиненные
предложения, как правило, небольшого размера, прозрачные по структуре, как
информационного, так и эмоционально-оценочного характера. Для них характерны
разговорные слова, частицы, междометия, союзы с разговорной окраской (да, да и, зато, но зато). Например: Я посторонний человек, не родной, а для
вашего благополучия ни дня, ни ночи себе покою не знаю, да и сердце-то у меня
все изныло (А. Н. Островский).
Сложносочиненные предложения, выступая в качестве синонимов
простых самостоятельных предложений, отличаются в стилистическом отношении тем,
что мысли в сложном предложении образуют сложное целое. Так, в художественном
стиле простые предложения выделяют в изображаемой картине отдельные детали, а
сложносочиненные предложения объединяют детали в более полную картину,
раскрывают взаимосвязь между ними. Сравните: Закачалась ветка. На ней красным фонариком вспыхнула яркая птичка с
диковинным клювом.- Закачалась ветка, и на ней красным фонариком вспыхнула
яркая птичка с диковинным клювом (Л. А. Фомин). Пишущий выбирает наиболее
уместный вариант в зависимости от различных условий высказывания.
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными и предложения с сочинением и подчинением в различных
функциональных стилях выполняют в основном такие же функции, как и
сложноподчиненные предложения с одним придаточным: информационную функцию (во
всех стилях), эстетическую, художественно-изобразительную (в художественном и
публицистическом), регламентирующую (в официально-деловом стиле).
В отличие от предложений с одним
придаточным и от ряда простых предложений сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными и сложные предложения с сочинением и подчинением
позволяют нарисовать более сложную картину, дать информацию и вместе с тем
выразить эмоциональную оценку или волеизъявление, раскрыть взаимоотношения
между лицами, предметами, явлениями, всесторонне охарактеризовать то или другое
явление. Например: Когда мы читаем стихотворения Агнии Барто,
мы с восхищением отмечаем, что поэтессе присуще острое чувство смешного.
Здесь дана не только информация о присущем поэтессе чувстве смешного,
но и наше отношение к этому: мы с
восхищением отмечаем.
Особую стилистическую роль выполняют в художественном
и публицистическом стилях сложные предложения с несколькими однородными
придаточными. Такие предложения отличаются ритмичностью, мелодичностью, поэтому
при соответствующем содержании и лексическом наполнении эти конструкции
сообщают речи приподнятость, экспрессивность, усиливают выражение
взволнованности автора.
Например: Ведь
если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если он гореть не будет, так кто ж тогда рассеет тьму?.. (Назым Хикмет)
Литература:
1. Методика преподавания русского языка. Н.З. Бакеева,
З.П.Даунене. Л., 1980
2. Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982
E-mail: igdance@mail.ru