К.ист.н.Тушканов И.В

Волгоградский филиал ННОУ «Институт управления», Россия

И.Л. Солоневич и его политико-правовое учение.

 

Одним из крупнейших консервативных теоретиков-государствоведов первой половины ХХ века является Иван Лукьянович Солоневич (1891 – 1953 гг.). Создавая свои труды, находясь в эмиграции, он оказался незаслуженно забыт на своей Родине. Только в 1990-х годах в России стали публиковаться работы И.Л. Солоневича, хотя и при этом, как отмечает А. Ланщиков: «Сегодня публикуют кого угодно, ну, хоть Деникина, хоть Колчака, Солоневич же по-прежнему замалчивается»[1]. При этом, по мнению И.А. Исаева и Н.М. Золотухиной, он является «один из последних крупных консерва­тивных теоретиков, который в начале 40-х гг. выступил явным продолжателем идей Л. Тихомирова и К. Леонтьева»[2]. Только в последних учебниках по истории политических и правовых учений концепции И.Л. Солоневича уделено должное внимание[3]

Находясь в эмиграции, И.Л. Солоневич написал множество статей и ряд крупных работ, в которых изложил свою политико-правовую доктрину, например такие книги «Две силы», «Диктатура импотентов», «Великая фальшивка Февраля», «Белая империя», «Народная монархия».

Одним из основных трудов Ивана Лукьяновича Солоневича является «Народная Монархия». Если большинство других его более или менее объемных сочинений можно отнести преимущественно к жанру публицистическому, то эта работа, несмотря на присущий автору полемический стиль изложения исторического и теоретического материала, вне всякого сомнения, представляет собой действительно фундаментальное исследование, которое продолжает традиции рус­ского консерватизма XIX в. и первой половины ХХ в. В нем И.Л. Солоневич создал стройную концепцию русского национального государства – бессословной народной монархии, представляющее собой оригинальное политико-правовое учение.

И.Л. Солоневич родился в 1891 г. в Гродненской губернии в семье крестьянина, в последствии известного журналиста и активного участника черносотенного движения. Уже в девятнадцатилетнем возрасте, в 1910 г. он выступил на политической (правда провинциальной) арене в качестве сотрудника политизированной "Белорусской жизни" – газеты, которую издавал (на средства П.А. Столыпина) и редактировал его отец Л.М. Солоневич[4].

Этот начальный период журналистской деятельности во многом сформировал политические убеждения И.Л. Солоневича. В это время активно проводился курс на укрепление позиций русского населения в западных губерниях. Наиболее ярким примером этого явилось введение русских избирательных курий в Западном крае, давших возможность православным (в основном, белорусским и украинским крестьянам) выбирать своих представителей в члены Государственной Думы. Борьба за русские интересы в Западном крае была всегда весьма опасна, особенно после убийства П. А. Столыпина в 1911 году, когда националисты очень активизировались. Несколько раз И.Л. Солоневичу пришлось отстаивать с револьвером в руках свою типографию от экстремистов из леворадикальных и националистических группировок: однажды пришлось даже стрелять в воздух для успокоения нападавших.

Здесь же, в газете «Белорусская жизнь», он знакомится со своей будущей женой — Тамарой Владимировной Воскресенской (1894—1938), дочерью офицера. Она окончила с отличием Казачий институт благородных девиц в Новочеркасске, а затем — Высшие женские курсы в Петербурге и была направлена в Минск преподавателем французского языка женской гимназии. С редакцией «Белорусской жизни» Т.В. Воскресенская начала сотрудничать в 1911 г. и будучи единомышленницей И.Л. Солоневича, стала его соратницей до конца жизни. Женившись на Тамаре Владимировне, И.Л. Солоневич переезжает в столицу, там вскоре и рождается их единственный сын Юрий.

И.Л. Солоневич поступает на юридический факультет университета. Одновременно он начинает сотрудничать в общероссийской газете «Новое время», основателем которой был известный публицист А.С. Суворин (1834 – 1912). Он делает обзоры провинциальной печати, работает в отделе информации, при этом считается одним из самых правых журналистов газеты. Помимо публицистики И.Л. Солоневич увлекается спортом. Начав с участия в спортивных занятиях польского «Сокола» (1908—1910) — спортивно-патриотической организации, он стал одним из организаторов витебского русского «Сокола», а потом работал и в первом петербургском. В своих спортивных достижениях И. Л. Солоневич особо отличился в 1914 году, заняв второе место на всероссийских состязаниях по поднятию тяжестей[5].

С началом Первой Мировой войны И.Л. Солоневич был призван в лейб-гвардии Кексгольмский полк, но на фронт его не послали из-за сильной близорукости, а в школу прапорщиков не направили из-за плохой дикции. Некоторое время преподавал в полку гимнастику, а затем служил в переплетной команде.

Обе революции, и февральскую, и октябрьскую, И.Л. Солоневич не принял, и в Гражданской войне сотрудничал с белыми. Однако после разгрома войск генерала П.Н. Врангеля, он не смог эвакуироваться, так как заболел сыпным тифом.

На юге страны И.Л. Солоневич задерживается до 1926 г., работая «по спортивной части» в советских профсоюзах. Например, в 1923 г. он служит спортивным инструктором в Одесском продовольственном губернском комитете. В 1926 г. И.Л. Солоневича переводят в Москву на должность инспектора Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов по физкультуре и спорту. За время работы в ВЦСПС он прочитал более 500 докладов, благодаря чему лишился «косноязычия», и написал полдюжины брошюр-руководств по физкультуре в профсоюзах. Но во всё время жизни в СССР его не покидало желание убежать за границу.

В 1932 г. жена И.Л. Солоневича заключает фиктивный брак с немецким техником и, получив германское гражданство, уезжает в Берлин, а он с братом Борисом и сыном Юрием пытаются нелегально перейти границу. Но они были пойманы и были заключены в Свирском лагере на Соловках[6]. В 1934 г. И.Л. Солоневич вместе с братом и сыном бежит из СССР в Финляндию.

Попав в Финляндии в так называемый фильтрационный лагерь, И.Л. Солоневич начинает описывать все то, что пережил в СССР. Так появилась книга «Россия в концлагере», принесшая автору славу и финансовую независимость.

И.Л. Солоневич хотел издавать газету антикоммунистического направления, но в финские власти не давали разрешения: слишком тесно экономически и территориально Финляндия была связана с СССР. Но И.Л. Солоневичу удалось выехать в Болгарию, где на гонорары с иностранных изданий начал издавать в Софии газету «Голос России»[7] (первый номер вышел 18.06.1936 г.). Направленность и тематика газеты была сформулирована во фразе вынесенной на первую страницу: «Только о России».

И.Л. Солоневич старался организовать на основе кружков любителей газеты «Голос России» сплоченную организацию народно-монархическую направления. В результате возникло Народно-Имперское движение, имеющее также второе название – штабс-капитанское движение. Оно не имело стройной организационной структуры, как другие эмигрантские по строенные по военному образцу организации. Народно-Имперское движение было объединением вокруг одного лидера – яркого публициста и оригинального мыслителя И.Л. Солоневича.

Публицистическая и политическая деятельность И.Л. Солоневича вызывала раздражение у очень многих, и в 1938 г. на него совершается покушение. В результате взрыва бомбы присланной по почте в редакцию, погибли Т.В. Солоневич и секретарь газеты Н.П. Михайлов. До сих пор точно неизвестно кто организовал террористический акт: советские агенты или кто-то из эмигрантов. Как совершенно справедливо заметил А. Ланщиков: «Солоневич оказался зажатым между двух сил: с одной стороны, правые – обобранные «материально» Октябрем монархисты-бытовики, с другой стороны, левые – ограбленные «политически» Октябрем либералы-западники»[8]. Следом за покушением, власти Болгарии закрывают газету «Голос России», вынуждая И.Л. Солоневича переехать в национал-социалистическую Германию. Здесь Солоневич руководит издаваемой в Болгарии новой «Нашей газеты», но в 1940 г. ее тоже закрывают. В 1940 г. была предпринята неудачная попытка создания журнала «Родина».

В Германии И.Л. Солоневич пытался объяснить немцам, что о России нельзя составлять представление по русской художественной литературе, что в случае войны в бой пойдут не литературные «обломовы» и «маниловы», а всё те же русские мужики, победившие и Карла XII, и Наполеона, и что не стоит обманываться новым названием «СССР»: в этом государстве живёт всё тот же народ. После нападения на СССР гестапо в 1941 г. арестовывает И.Л. Солоневича, а через два месяца ссылают в провинцию — в Темпельбург, где он и проживал до конца Второй мировой войны. В 1948 г. уже из английской зоны оккупации И.Л. Солоневич переезжает в Аргентину, где основывает выходящую до сих пор газету «Наша страна». Но в 1950 г. его высылают из Аргентины в Уругвай, где он и умер 24 апреля 1953 г. в госпитале в Монтевидео вскоре после перенесенной операции рака желудка[9].

Ведущей идеей И.Л. Солоневича было создание в России надклассовой внесословной монархии, в рамках которой не должны были сохраняться какие-либо сословные привилегии, то есть все граждане будут равны перед законом.

Солоневичем сделан вывод об особом психологическом характере каждой нации (менталитете), в соответствии с которым следует и подходить к решению всех проблем, в том числе и к построению государства. При этом И.Л. Солоневич указывает, что русская политическая мысль может быть русской только тогда, когда она исходит из русских предпосылок. Универ­сальной политической мысли не может быть. Нельзя говорить об общности такого гигантского явления, каким является Рос­сия, с каким бы то ни было иным историческим явлением ми­ра. Так как в отличие от западноевропейского менталитета, русский склад мышления ставит человека, человечность, душу выше закона формальностей и силы, следовательно, и организация государственной власти, конечно, должна исходить из этих отличий. Поэтому, по мнению И.Л. Солоневича, «монархия является не только формой правления, типически свойственной русской национальной идее, но точкой концентрации всех творческих национальных сил"[10].

Одно из самых важнейших условий необходимых для того, чтобы народ мог создать что-либо ценное, нужна устойчивость власти, закона, традиции. Поэтому "Россия, прежде всего, нуждается в праве и законе – а не в административном произволе, какими бы пышными фразами этот произвол не прикрывался. Русскому человеку нужна твердая уверенность в дозволенном и недозволенном, в труде, имуществе, свободе и жизни"[11]. Эти слова очень актуальны и для современной России.

Основой каждого политико-правового учения являются вопросы о форме правления и организации взаимоотношений высших органов государственной власти. Для И.Л. Солоневича не возникает сомнений, что наилучшая форма правления это монархия, хотя она, как и любая другая форма правления, не идеальна.

В представлении И.Л. Солоневича идеальное государственное устройство должно включать как достаточно сильную власть монарха, так и достаточно сильное народное представительство, причем силу того и другого необходимо измерять не их борьбой друг с другом, а их способностью сообща выполнять задачи, которые будут стоять перед страной[12]. При этом, по мнению И.Л. Солоневича "система монархических учреждений должна начинаться с территориального и профессионального самоуправления (земства, муниципалитеты, профсоюзы) и заканчиваться центральным представительством, составленным по тому же территориальному и профессиональному принципу, а не по принципу партий"[13]. Наличие органа народного представительства является обязательным условием нормального функционирования государственного механизма. Без такого органа между монархом и народом непременно возникнет какой-либо посредник кастового, сословного, бюрократического или какого-то иного свойства[14].

Одним из главных тезисов в политико-правовой доктрине И.Л. Солоневича, посвященных этнической проблеме, является убеждение, что в монархической России национальный вопрос был решен если не идеально, то, по крайней мере, значительно лучше, чем в других странах, в том числе и самых демократических. Он пишет: «Республиканские Новгород, Польша, Венеция, Франция беспощадно эксплуатировали свои «колонии», русское самодержавие было нянькой для русских «инородцев», хотя и не для всех. При наличии полутораста народностей был неизбежен индивидуальный подход к каждой из них»[15]. В будущем, по мнению И.Л. Солоневича, каждый народ в России должен иметь право на национально-культурную автономию, что позволит ему совершенно нормально развиваться в рамках единого государства. Причем все народности в России должны быть равноправны. В 1938 г. среди основных политических тезисов Российского Народно-Имперского движения, И.Л. Солоневич четыре посвятил национальному вопросу, а именно: «1) Мы категорически отбрасываем ту систему насильственной или полунасильственной русификации, которая существовала в России в последние десятилетия. Мы рассматриваем Империю Российскую, как один общий дом, имеющий общие стены и общее центральное отопление, - но в этом доме каждый народ имеет свою квартиру, в которой он, в рамках общегосударственной идеи, устраивается как ему удобнее. 2) Каждый гражданин и каждая этническая или иная группа населения имеют право говорить, печатать, учиться на любом языке, который эта группа пожелает – однако, не посягая на право государственного языка, поскольку они диктуются технической необходимостью: почта, железные дороги, армия. 3) Национальное самоуправление реализуется в рамках областного самоуправления и ведет свою работу на своем языке. 4) Русский язык, как общегосударственный язык, остается обязательным для внешней политики, армии, транспорта, почты и прочее. Все местные дела ведутся на любом местном языке»[16].

Мало кто сомневается, что одним из важнейших элементов нормального человеческого существования являются права и свободы личности. В тоже время нельзя не согласится с утверждением И.Л. Солоневича, что "размеры свободы или несвободы не находятся ни в какой зависимости ни от республики, ни от монархии"[17]. Для наших современников есть множества доказательств этого постулата в политико-правовой истории второй половины ХХ века. Иван Лукьянович приводит два убийственных примера: "Гитлеровская Германия законно родилась из республиканской Германии. Пилсудская Польша хотя и была республиканской – депутатов парламента там пороли в полицейских участках"[18]. Сегодня нам хорошо известно, что закрепление прав и свобод на бумаге, не гарантирует их на практике. Причем не только из-за бюрократизма или "отсутствия финансирования", но из-за действий преступников. Об этом же писал и Солоневич, приводя в пример США, как страны, где личные права и свободы закреплены еще в 1791 г. Но и они ничем не гарантированы: "Ибо если в САСШ последнего периода личная свобода была весьма основательно ограничена профессиональным бандитизмом, неприкосновенность которого гарантировала продажность и судов, и администрации"[19].

Как считает И.Л. Солоневич: "Из всех видов свобод наибольшее и наиболее универсальное значение имеет свобода хозяйственной деятельности. Ибо если прессой, собраниями, союзами и прочими занимается только небольшой процент человечества, то хозяйственной деятельностью занимаются все"[20]. Помимо этой свободы особое внимание в политико-правовом учении И.Л. Солоневича обращено на право собственности. "Народно-Монархическое Движение принципиально стоит на защите частной собственности или, что одно и то же, - частной  инициативы. Эта собственность и эта инициатива могут быть ограничены только в случае самой крайней и самоочевидной необходимости – отчуждение частной земли под постройку железных дорог, винная монополия, эмиссионная монополия и  тому подобное"[21]. Но при этом он заявляет: "Мы отрицаем основной принцип римского права, по которому имущество считается благоприобретенным, пока не будет доказано его незаконное происхождение. Мы выдвигаем другой принцип: в сомнительных случаях доказательство законного и морального происхождения права собственности лежит на обязанности владельца этой собственности"[22]. Примерно такой же подход у И.Л. Солоневича и к решению аграрного вопроса: необходимо "мелкое и среднее трудовое землевладение, предельные размеры которого будут установлены в зависимости от местных условий разных областей России"[23]. Существование крупных сельскохозяйственных производств (на правах собственности или на правах долгосрочной аренды) должно решаться путем выдачи отдельных лицензий уполномоченными органами государственной власти.

В области гражданско-правовых отношений помимо права собственности большое внимание уделено вопросам конкуренции. "Мы признаем свободу хозяйственной конкуренции, ограниченную только в случаях самой крайней и очевидной необходимости, или гигиенической (винная монополия), или технической (почта и телеграф), или экономической (железные дороги), или военной (мобилизация промышленности)"[24]. Однако при этом полностью отрицается монополия внешней торговли, так как она "означает монополию бюрократии в вопросах внешней политики, означает неслыханную волокиту и такое же взяточничество, - означает, кроме того, что средняя и мелкая промышленность, не имеющая ни времени для волокиты, ни денег для взяток, разоряется сама и разоряет тот слой, который во всех странах мира является наиболее прочной опорой всякой политической стабильности"[25]. Как видно, Иван Лукьянович, гораздо раньше многих современных политологов, понимал значение так называемого "среднего класса".

Относительно реального избирательного права, И.Л. Солоневич также пишет с достаточной откровенностью, что средства массовой информации позволяют легко манипулировать сознанием: "общественное мнение хотя бы той же Франции воспитывается бульварной прессой"[26]. Современные избирательные технологии еще больше подтверждают вывод Ивана Лукьяновича.

Как издатель и журналист, И.Л. Солоневич, конечно, не мог не высказаться о свободе печати: "Свобода печати заключается в праве каждого всякого русского высказывать печатно свои мысли и убеждения"[27]. Но при этом "всякое издание обязано публичной отчетностью в своих доходах и расходах. Не допускаются никакие анонимные предприятия. Не допускается никакой административный нажим на печать – свобода русской печати ограничивается только законом, судом и корпоративной этикой"[28]. Таким образом, средства массовой информации будут действительно независимыми, причем и от органов государственной власти, и от финансовых воротил.

Говоря о будущем, И.Л. Солоневич говорит, что необходим "закон, безусловно гарантирующий всякому взрослому и неопороченному по суду русскому гражданину право свободного владения ручным огнестрельным оружием. Нужно также возродить в народе свое самоуважение. Угрозе новой дворянской шпаги и нового активистского нагана должна быть противопоставлена общерусская винтовка. Так всем будет намного спокойнее"[29]. Несомненно, здесь связь с дореволюционным российским законодательством и со второй поправкой в Конституцию США, где право народа на оружие объясняется необходимостью противостоять возможной диктатуре.

Итак, подводя итог сказанному, можно отметить, что в политико-правовом учении И.Л. Солоневича изложена достаточно стройная с жесткой внутренней логикой схема государственного механизма, где в равной мере представлены монархическое и представительское начала. Образцом для такой схемы послужил государственной строй Московской Руси, где народное представительство никак не собиралось конкурировать с монархией, как и монархия никак не собиралась конкурировать с народным представительством[30]. В учении И.Л. Солоневича большое внимание уделяется национальному вопросу, основным правам и свободам личности.

Таким образом, в целом политико-правовое учение И.Л. Солоневича оригинально и интересно, имеет ярко выраженный национальный характер. Многие его положения вполне актуальны и для современной социально-политической ситуации в России. Нельзя не согласиться здесь с комментарием А. Ланщикова: "Сегодняшняя наша действительность подтверждает слова И. Солоневича на все сто процентов и даже перехлестывает этот показатель"[31].

 

mailto:tushkanov@vistcom.ru



[1] Ланщиков А. Послесловие в книге Солоневича И.Л. "Народная монархия" – М.: ЭКСМО, 2003. – С. 603.

[2] Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и политических и правовых учений России XI – ХХ вв. – М.: Юристъ, 1995. – С. 347.

[3] См. напр.: История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общей ред. проф. О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2004. – С. 840 – 847.

[4] См.: Смолин М.Б. Тайны русской империи. – М.: Вече, 2003. – С. 411.

[5] См.: Смолин М.Б. Тайны русской империи. – М.: Вече, 2003. – С. 137.

[6] См.: Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция (1920 – 1945 гг.) – М.: "РУСАКИ", 2001. – С. 392.

[7] Смолин М.Б. Тайны русской империи. – М.: Вече, 2003. – С. 139.

[8] Ланщиков А. Послесловие в книге Солоневича И.Л. "Народная монархия" – М.: ЭКСМО, 2003. – С. 599.

[9] См.: Смолин М.Б. Тайны русской империи. – М.: Вече, 2003. – С. 140.

[10] Солоневич И.Л. Политические тезисы Российского Народно-Имперского (штабс-капитанского) движения. // Политическая история русской эмиграции. 1920 – 1940 гг.: Документы и материалы: Учеб. пособие / Под ред. А.Ф. Киселева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С. 398.

[11] Там же. С. 420.

[12] См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 116.

[13] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 47.

[14] См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 117.

[15] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 65.

[16] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 66.

[17] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 54.

[18] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 54.

[19] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 55.

[20] Там же. С. 55.

[21] Там же. С. 56.

[22] Солоневич И.Л. Политические тезисы Российского Народно-Имперского (штабс-капитанского) движения. // Политическая история русской эмиграции. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С. 408.

[23] Там же. С. 414.

[24] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 58 – 59.

[25] Там же. С. 56.

[26] Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 111.

[27] Солоневич И.Л. Политические тезисы Российского Народно-Имперского (штабс-капитанского) движения. // Политическая история русской эмиграции. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С. 419.

[28] Там же. С. 419.

[29] Там же. С. 413.

[30] См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Эксмо, 2003. – С. 115 – 116.

[31] Ланщиков А. Указ. соч. С. 594.