*113035*

Философия/4. Философия культуры

Титова М.П.

Забайкальский государственный университет, Россия

Основные и специфические свойства пространства

 

В современной научной картине мира пространство трактуется как всеобщая форма бытия материи и её важнейший атрибут (нет материи, не обладающей пространственными свойствами, как не существует и пространства самого по себе, вне материи и независимо от неё).

Учёными обычно выделяются основные и специфические свойства пространства. К основным относятся такие пространственные  характеристики, которые проявляются на всех известных структурных уровнях материи и неразрывно связаны с другими ее атрибутами. Специфические, или локальные, свойства проявляются лишь на определенных структурных уровнях, присущи только некоторым классам материальных систем.

С точки зрения современной философии основными свойствами пространства являются метрические и топологические свойства, так как реальное пространство, «обладает вполне определённой метрической и топологической структурой» [9]. Единство метрических и топологических свойств характерно пространству на всех известных структурных уровнях материи.

Метрические свойства связаны с измерениями и проявляются в протяжённости, которая есть «рядоположенность, существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объёмов и др.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов» [2]. Метрика может быть различной – евклидовой и неевклидовой, причём возможно много разновидностей неевклидовых пространств с различными значениями кривизны.

Топологические свойства включают трёхмерность, непрерывность, протяжённость, структурированность, бесконечность пространства, его единство со временем и движением и сохраняются при любых преобразованиях геометрического объекта.

Трёхмерность обнаруживается на всех известных структурных уровнях и органически связана со структурностью систем и их движением. В.Н. Топоров считает трёхмерность фундаментальной основой связи пространства и тела, что выявляется соответствием между трёхмерностью пространства и тремя основными координатами, «разыгрываемыми» телом – верх/низ, правая/левая сторона, передняя/задняя часть. По мнению А. Пуанкаре истоки трёхмерности коренятся в особенностях человеческого восприятия, так как человек лучше приспособлен к существованию в трёхмерном, а не с двумя или четырьмя измерениями, пространстве [10]. Три измерения являются тем необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов.

Непрерывность, связность пространства проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и распространении физических воздействий через различные поля. Непрерывность означает отсутствие в пространстве каких-либо «разрывов». Вместе с тем пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, в существовании многообразных структурных уровней материи с различными пространственными отношениями [1; 3].

Протяжённость –  рядоположенность, существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объёмов и др.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов. Протяжённость тесно связана со структурностью материальных объектов, обусловлена взаимодействием между составляющими тела элементами материи. Непротяжённые объекты не обладали бы структурой, внутренними связями и способностями к изменениям, из них не могли бы образовываться никакие системы.

Структурированность пространства предполагает координацию между различными пространственными предметами и конфигурациями, такие топологические понятия как «соседство», «разграничение», «окружение» и «последовательность». Последние, по мнению Ж. Пиаже и Д. Инхелдер являются первой формой абстрагирования от известных предметов в развитии детского представления о пространстве, а евклидовы формы (например, круг, квадрат, прямая или угол) распознаются значительно позже [11].

С научных позиций пространство количественно и качественно бесконечно. Однако бытовое осознание пространства с необходимостью включает в себя некоторые пределы. Человек не мыслит себя вне пространства, но одновременно он не может воспринимать и мысленно представлять себе бесконечную, ничем не ограниченную величину. Поэтому в своих отношениях с пространством человеку требуются определённые психологические опоры в виде границы, противостоящей субъекту в центре идеального пространства, или границ, замыкающих пространство вокруг него [5].

Вопрос о природе пространства содержит проблему соотношения конечности и бесконечности. Согласно новейшему энциклопедическому словарю, бесконечное и конечное определяются как «Философские категории, отображающие противоположные, но взаимосвязанные стороны существования и развития материального мира в пространстве и времени. В отличие от конечного, присущего отдельным вещам состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий, относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во времени и бесконечно в пространстве. Однако эта вечность и бесконечность проявляются через существование и развитие различных вещей и явлений, в чём и находит своё выражение взаимосвязь между бесконечностью и конечностью. Многообразие природы выступает в виде потенциальной бесконечности разнообразных материальных систем различного уровня структур и организаций» [8].

         Ф. Энгельс напрямую связал действие реальной бесконечности с законом диалектического противоречия. «Бесконечность есть противоречие, и она полна противоречий... Именно потому, что она есть противоречие, она представляет собой бесконечный, без конца развёртывающийся во времени и пространстве процесс. Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности»[6]. В данном расширенном определении получили свое выражение все наиболее важные черты, характеризующие категорию пространства. Сама по себе бесконечность непознаваема. Являясь внутренним противоречивым свойством движущейся материи, бесконечность выступает своеобразным механизмом смены качества, смены старого новым.

К специфическим или локальным свойствам пространства относятся конкретные пространственные формы и размеры тел, их положение в пространстве по отношению друг к другу, наличие у тел внутренней симметрии или асимметрии (живому веществу присуще свойство пространственной асимметрии, которым обладает молекула живого вещества), изотропность (равноправие всех направлений) и неоднородность (неравноправие всех точек, наличие выделенных точек) пространства. Изотропность означает отсутствие выделенных направлений (верха, низа и других), независимость свойств тел, движущихся по инерции, от направления их движения. Полная изотропность присуща лишь вакууму, а полная однородность – абстрактному евклидовому пространству и является идеализацией [7].

Современная наука постоянно расширяет наши представления о пространстве. И нет сомнения, что последующие успехи её приведут к раскрытию ещё более удивительных его свойств.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Аронов Р.А. Непрерывность и дискретность пространства и времени / Р.А. Аронов. Пространство, время, движение. – М.: Наука, 1971. – С. 80-106.

2. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.

3. Гукина Л.B. Семантическая классификация английских и русских глаголов со значением «расположение в пространстве»: дис. канд. филол. наук. – Кемерово, 1997. – 219 с.

4. Евтушенко Е.Н. Пространственная ориентация как лингвокультурный концепт: дис. …  канд. филол. наук. – Волгоград, 2004.

5. Лебедева Л.Б. Семантика «ограничивающих» слов / Логический анализ языка. Языки пространств. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 93-97.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. – С.51.

7. Музыка О.А. Постнеклассическая наука: концепции современного естествознания / О.А. Музыка, В.В. Попов. – Таганрог, 2005. – 376 с.

8. Рузавин Г.И. Бесконечное и конечное / Философия. Энциклопедиче-ский словарь: под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – С. 93.

9. Савчук Г.В. Отражение во фразеологии пространственной модели мира: дис. … канд. филол. наук. – Орел, 1995. – 169 с.

10. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров. Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1993. – С. 227-284.

11. Piaget J., Inhelder B. Imagery in the child: A study of the development of imaginal representation. – N.Y., 1971.